Инвестиции
Новости·
0
0

ГТЛК решит проблемы с выплатами по еврооблигациям в течение 2023 года

Компания не может расплатиться по долгам из-за заблокированных счетов европейских «дочек». Представители ГТЛК утверждают, что ирландские структуры работали обособленно от материнской компании
Фото: Леонид Фаерберг / Transport Photo Images / Global Look Press
Фото: Леонид Фаерберг / Transport Photo Images / Global Look Press

АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) решит проблемы с выплатами по еврооблигациям в течение 2023 года. Об этом «РБК Инвестициям» рассказал первый заместитель генерального директора ГТЛК Михаил Кадочников. Причем он не исключил помощи государства.

Кадочников подчеркнул, что европейские «дочки» ГТЛК — GTLK Europe Capital и GTLK Europe Designated Activity Company — выпускали евробонды и обслуживали долг обособленно от материнской структуры, не выводя деньги на счета в России. Это, по его словам, и является отличительной особенностью ситуации ГТЛК в сравнении с выплатами других компаний.

GTLK Europe DAC создана в Ирландии в 2012 году, в том числе под запросы «Аэрофлота», но находила и европейских клиентов. Еще один крупный лизингополучатель GTLK Europe — Qatar Airways. На начало 2022 года портфель компании составлял около $4 млрд. Чистая прибыль GTLK Europe в 2021 составила $25 млн, операционная прибыль — $44,7 млн, выручка — $360 млн.

Международный лизинг авиационного и водного транспорта ГТЛК осуществляет через зарубежную платформу GTLK Global Business, которая была создана как группа дочерних компаний АО «ГТЛК». В частности, в зарубежную платформу GTLK Global Business входили GTLK Europe DAC (Ирландия), GTLK Asia Limited (Гонконг), GTLK Middle East (ОАЭ).

В собственности зарубежных структур — 74 самолета, 37 из них находятся в России и продолжают эксплуатироваться российскими авиакомпаниями. 37 самолетов — за рубежом, они «частично заблокированы» и физически находятся в Европе.

Из-за санкций трудности с проведением платежей по еврооблигациям испытывают все российские компании, выпускавшие такие бумаги. При этом для них установлена обязанность исполнять обязательства перед российскими инвесторами. В качестве способов исполнения обязательств компаниям предложили выпустить замещающие облигации  (указ президента № 430) или делать выплаты в рублях на обособленные счета Д (указ президента № 529).

В указе № 430 говорится об обязанности компаний по исполнению обязательств перед российскими держателями ее евробондов и о том, что эти обязательства могут быть исполнены посредством выпуска аналогичных бумаг (с таким же размером купона и сроком погашения, что у еврооблигаций) в российском периметре.

Минфин и ЦБ подготовят проект указа об обязательном замещении евробондов
Евробонды , Облигации , Минфин , ЦБ
Фото:Shutterstock

Однако представители ГТЛК утверждают, что указ президента № 430 не предусматривает их случай.

«Предложенный механизм предполагает с нашей стороны миграцию пассива или долга с европейской [компании] на баланс материнской компании без привязки к тому активу и денежному потоку, который останется в Европе. Это может оказать негативные последствия на финансовую модель российской ГТЛК. С учетом того что на российской материнской компании достаточно задолженностей перед локальными кредиторами — почти ₽600 млрд, это может повлиять не только на стабильность самой ГТЛК, но и привести к негативным последствиям для транспортной отрасли и финансового сектора», — считает Кадочников.

Для решения проблемы ГТЛК предложило российским регуляторам изменить указ президента № 430. В том числе определить дополнительный источник обслуживания и погашения «нового» долга. Также компания сформулировала предложения по процедуре обмена бумагами в российской инфраструктуре с целью сохранения периметра инвесторов.

Держатели европейских бондов компании уже начали выступать с претензиями к ГТЛК. В конце прошлого года УК «Первая» подала иск на ₽3,15 млрд. Другие держатели бондов также подавали иски к структурам ГТЛК, в частности «Росгосстрах Жизнь» и НС Банк, которые потребовали ₽6,4 млн и чуть менее ₽18 млн соответственно. Кроме того, группа частных инвесторов готовит коллективное заявление. По ее оценке, с апреля 2022 года по март 2023 года компания должна была выплатить всем держателям ее бумаг порядка $180 млн, писал РБК.

«Шансы истцов достаточно высоки. Несмотря на то что размещались еврооблигации от европейской структуры ГТЛК, российская компания является материнской и выступает поручителем. В отличие от ситуации с компаниями Veon и «Вымпелком» здесь все гораздо проще с точки зрения перспектив и шансов истцов», — считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.

РБК Pro: Смогут ли инвесторы через суд взыскать с ГТЛК выплаты по еврооблигациям

Фото:Максим Блинов / РИА Новости
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В середине февраля аналитики «Ренессанс Капитала» также обратили внимание (материал есть в распоряжении «РБК Инвестиций»), что утверждение о некоей особой ответственности GTLK Europe по евробондам ГТЛК и ее автономности от АО не имеет под собой никаких оснований — еврооблигации GTLK Europe Capital имеют структуру гарантированных облигаций с поручительствами как от GTLK Europe, так и от АО «ГТЛК». С точки зрения держателей еврооблигаций ГТЛК обязательства перед ними как GTLK Europe DAC, так и АО «ГТЛК» абсолютно равнозначны, считают эксперты «Ренессанс Капитала».

Управляющий партнер адвокатского бюро «Технология права», адвокат Юлия Майорова обращает внимание на то, что в отчетности ГТЛК по МСФО есть информация о признании обязательств по евробондам. Также в эмиссионных документах ранее декларировалось, что выручка от размещения бумаг будет направлена на общие корпоративные цели группы, включая рефинансирование существующей задолженности. «У ГТЛК отсутствуют какие-либо «особенности», которые бы требовали особого отношения к данному юрлицу», — полагает Майорова.

Некоторые инвесторы пытались решить вопрос в досудебном порядке и несколько раз связывались с ГТЛК. Однако ответы были разные — вплоть до отрицания причастности материнской компании к выплатам. Как пишет «Интерфакс», по данным, которые приводила сама ГТЛК в своей презентации, совокупная доля держателей через Национальный расчетный депозитарий (НРД) и подчиненные депозитарии составляла по состоянию на прошлый год 42% (около $1,4 млрд) от общего объема выпусков еврооблигаций компании. Из них 28,7% приходится на физических лиц, еще 19,6% — на банки, доля управляющих компаний составляет 9,4%, страховых компаний — 9,1%.

Замещающие облигации: как получить выплаты по замороженным евробондам
Евробонды , Облигации , Мосбиржа , Газпром , ЛУКОЙЛ
Фото:Shutterstock

Начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев уверен, что случай ГТЛК нельзя назвать уникальным, поскольку многие эмитенты  еврооблигаций из России могут попасть в похожую ситуацию — когда европейские счета заблокированы, а на российских недостаточно денег для обслуживания долгов по евробондам. Однако есть и одно отличие.

«Проблема в том, что для выплат в рублях либо для выпуска замещающих облигаций необходимо разморозить средства на счетах GTLK Europe. Для этого требуется решение суда, однако в эмиссионных документах евробондов есть оговорка, что у российских судов нет компетенции рассматривать этот вопрос, рассматривать это дело должны суды в Лондоне. Но в нашей стране местный суд имеет верховенство над международным. И как здесь перенести дело в недружественную юрисдикцию — непонятно», — подчеркивает Абелев.

Помимо проблем с передачей долгов от европейской компании к материнской, есть еще одна проблема, считает управляющий директор ИК «Иволга Капитал» Дмитрий Александров. По его словам, ГТЛК специально затягивает дело с выплатами по евробондам, чтобы поддержать ликвидность  . Поскольку весь бизнес, на котором строилась компания, а именно авиализинг, а также лизинг морских и речных судов, сейчас поддерживать крайне тяжело.

Единственным акционером ГТЛК является Российская Федерация, права акционера осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.

Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
Курс доллара упал ниже ₽90 впервые с 1 февраля 18:47 · 0
СПБ Биржа назвала дату допуска акций «Элемента» к торгам 18:08 · 0
Казначейство Бельгии отказало Finex в разблокировке активов ETF 17:20 · 0
Курс евро упал ниже ₽98 впервые с 8 мая 17:09 · 0
«Газпром нефть» анонсировала финальные дивиденды за 2023 год 16:53 · 0
Как смерть главы Ирана отразится на мировой экономике, золоте и нефти
СМИ узнали о плане «Ростелекома» увеличить дивиденды за 2023 год на 10% 16:05 · 0
Госдума приняла закон об электронной передаче клиентских данных брокерами 15:38 · 0
Разовые переводы через платежные системы ограничат. Каким будет лимит 15:30 · 0
Мосбиржа запустит торги фьючерсами на акции четырех российских компаний 15:09 · 0
Аналитики ПСБ обновили подборку акций для краткосрочных инвесторов 14:26 · 0
Акции МТС Банка упали ниже цены IPO 14:06 · 0
ЦБ предложил сделать исключение при обособлении облигаций 13:38 · 0
«Светофор» объявил о начале сбора заявок в рамках размещения на СПВБ 13:20 · 0