0 

Акции авиакомпаний США выросли на десятки процентов. Что происходит

Бумаги авиаперевозчиков прибавляют в цене несколько дней подряд. Их рост уже измеряется десятками процентов, хотя проблемы отрасли никуда не исчезли. Разбираемся, почему это происходит и что будет с акциями дальше
Фото: Bruce Bennett / Getty Images
Фото: Bruce Bennett / Getty Images

В мае легендарный инвестор Уоррен Баффет  изменил своему принципу «не продавай в кризис» и продал бумаги крупнейших американских авиаперевозчиков American Airlines, Delta Air Lines, Southwest Airlines и United Airlines. Эти бумаги сильно обвалились с началом пандемии коронавируса и внедрения карантинных мер по всему миру.

«Будущее для меня неясно», — сказал Баффет, комментируя решение о продаже долей крупнейших авиалиний США. Возможно, он ошибся: акции авиакомпаний с тех пор растут с невероятной скоростью, причем их ралли только ускоряется.

На торгах 4 июня бумаги американских перевозчиков продемонстрировали безудержный взлет: Delta Air Lines прибавила 13,73%, United Airlines выросла на 16%, Spirit Airlines — на 21,4%, а American Airlines — на 41,09%. 5 июня рост продолжился.

Почему акции авиакомпаний растут такими темпами

Инвесторы покупают акции авиакомпаний на фоне высоких ожиданий восстановления спроса на внутренних и внешних рейсах. Такой тренд действительно есть: авиакомпании наращивают расписание на лето быстрее, чем в последние недели. 3 июня Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) заявила, что количество ежедневных рейсов увеличились на 30% в период с 21 апреля по 27 мая.

К примеру, American Airlines в мае смогла нарастить пассажиропоток лишь до 20% от прошлогоднего уровня, в июне — до 25%, а на июль верхняя планка была поднята сразу до 55%. Старший вице-президент по сетевой стратегии American Airlines Васу Раджа заявил, что в пиковые дни июля компания будет выполнять более 4 тыc. рейсов по сравнению с почти 2 тыс. в пиковые дни мая.

Фото: Tim Boyle / Getty Images
Фото: Tim Boyle / Getty Images

До кризиса пиковым показателем для American Airlines считалась отметка в 6,8 тыс. ежедневных рейсов. 4 июня компания вернула рейсы по восьми международным направлениям, включая Лондон, Амстердам, Париж и Франкфурт.

Аэрофлот , Авиакомпании , Мосбиржа
«Аэрофлот» получил ₽22 млрд убытка. Что будет с бумагами авиаперевозчика
Фото: Media_works / Shutterstock

Другая крупная авиакомпания United Airlines возобновляет полеты не только в крупнейшие транспортные хабы (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Даллас), но и в Аспен, Колорадо и Вайоминг. Это места сосредоточения крупных национальных парков США, и инвесторы могут рассматривать это как сигнал того, что американцы не откажутся от каникул. В компании ожидают, что в июле ее пассажиропоток составит 30% от уровня 2019 года, хотя изначально прогнозировали всего 2%.

По оценкам аналитика Cowen Хелен Беккер, пассажиропоток в США вырос примерно на 10% по сравнению с 16 апреля. Она отметила, что эта тенденция будет улучшаться по мере ослабления карантинных ограничений, и назвала в числе наиболее перспективных бумаги Southwest, Spirit Airlines (SAVE) и Delta Air Lines.

Также авиаперевозчикам помогла федеральная помощь в размере $25 млрд для финансирования расходов на заработную плату. American Airlines ведет переговоры с Минфином США о выделении отдельного кредита в $4,75 млрд.

Открытие границ тоже проходит темпами выше ожидаемого. Ранее считалось, что авиасообщение с Бразилией, одним из эпицентров распространения коронавируса, откроется лишь в августе. Но регулярные рейсы в эту страну будут запущены уже 7 июля — при этом желающих лететь туда достаточно для заполнения самолетов. По мнению аналитика ИК «Фридом Финанс» Валерия Емельянова, эти факторы в совокупности дают надежду инвесторам на быстрое восстановление рынка авиаперевозок.

«Мы уже давно прошли точку невозврата в отношении COVID-19 и его потенциала оказывать длительное, многолетнее влияние на коммерческую авиационную промышленность», — написали аналитики Credit Suisse в своем отчете 2 июня.

Проблемы авиаотрасли никуда не исчезли

Резкий взлет акций авиакомпаний вызывает вопросы еще и из-за обилия негативных факторов для них. American Airlines в конце мая объявила о планах сокращения 30% своего управленческого и административного персонала — всего это должно затронуть 5 тыс. сотрудников. При этом компания уже серьезно сократила штат: около 39 тыс. сотрудников взяли добровольный отпуск или досрочно вышли на пенсию.

Фото: Ahmed Muntasir / pexels.com
Фото: Ahmed Muntasir / pexels.com

По мнению Хелен Беккер, у американских авиаперевозчиков все еще остается 11–13 тыс. «лишних» пилотов, что составляет 20% рабочей силы. Она сделала вывод, что в течение следующих пяти лет около 12 тыс. пилотов будут уволены, причем основная часть сокращений придется на компании American Airlines, Delta Air Lines, United Airlines и Southwest Airlines.

Агентство S&P в среду снизило кредитный рейтинг  American Airlines до уровня B-. Кроме того, компания ускоренными темпами сокращает авиапарк: ожидается, что из-за этого следующим летом у American Airlines будет примерно на 100 самолетов меньше, чем планировалось изначально. А Delta Air Lines заявила, что выводит из эксплуатации весь парк самолетов Boeing 777.

Аэрофлот , Мосбиржа , NASDAQ
Что будет с билетом, ваучером и милями, если авиакомпания обанкротится
Фото: Daniel Berehulak/Getty Images

Беккер считает, что восстановление спроса на авиаперевозки до уровня 2019 года займет от трех до пяти лет. Она ожидает, что американские авиакомпании спишут от 800 до 1000 самолетов, в результате чего их авиапарк сократится на 21%. В агентстве Moody's также прогнозируют «серьезное снижение» спроса на авиаперевозки в следующем году и не ждут восстановления отрасли до 2023 года.

Не все аналитики разделяют оптимизм инвесторов относительно авиакомпаний. Брэндон Огленски из Barclays в июне понизил рейтинг American Airlines до «продавать» и установил целевую цену в $7 — более чем в два раза ниже текущих уровней. Он заявил, что будущее компании остается неопределенным.

Консенсус-прогноз Уолл-стрит также негативный: четверо аналитиков присвоили бумагам рейтинг «держать», четверо — «покупать» и еще восемь посоветовали продавать акции American Airlines. Консенсус-ориентир — $13,36.

Эксперты считают нынешнее ралли логичным, но не исключают коррекцию 

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев отметил, что вполне можно говорить о начале «ралли», которое может внезапно прерваться, если придет вторая волна коронавируса. В этом случае акции авиакомпаний ждет новое падение, а за ними — рост убытков, новые сокращения персонала и снижение затрат, заключил Деев.

Фото:  Getty Images / Handout
Фото: Getty Images / Handout

«На наш взгляд, недооценка остается только в акциях United Airlines Holdings и Delta Air Lines, доля внутренних перевозок у этих компаний колеблется в пределах 60% от общей выручки. В случае открытия международных направлений, полетов над Атлантикой, велика вероятность присвоения аналитических рекомендаций с целью «покупать» среди популярных инвестдомов, что подтолкнет акции еще выше», — заявил старший персональный брокер по международным рынкам компании «БКС Брокер» Александр Бартенев.

Он добавил, что при покупке акций индустрии авиаперевозок следует рассчитывать три фактора:

  • как быстро восстановится спрос на авиасообщение;
  • какая рентабельность перевозок у самолетов с неполной загрузкой;
  • риски дефолта.

Бартенев отметил, что благодаря закону Cares в США индустрия получила около $50 млрд финансирования от властей, что закрыло текущие потребности в ликвидности  . Рынок ожидает восстановления спроса до 40% в течение месяца, притом что текущий пассажиропоток составляет 15% от аналогичного периода в прошлом году.

По мнению Валерия Емельянова, ралли в бумагах авиаперевозчиков давно назревало: отрасль остается сильно недооцененной на фоне широкого рынка и торгуется вблизи минимумов восьмилетней давности, хотя объем пассажирских перевозок с того времени вырос в полтора раза. Даже с учетом последствий пандемии пассажиропоток все равно будет выше, чем был тогда. Он добавил, что второй такой скачок мы вряд ли увидим, но в среднем по отрасли акции должны добрать еще 20% в этом году — этому может помешать разве что новая эпидемия или другие экстремальные события.


Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе

Экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги. Американский бизнесмен, крупнейший в мире портфельный инвестор. Основной владелец и генеральный директор инвестиционного холдинга Berkshire Hathaway. Свою первую инвестицию Баффет совершил в 11 лет. Заняв у отца деньги, Баффет купил три акции компании Cities Service Preferred за $38, которые затем продал по $40. Позднее проданные акции взлетели до $200. По словам Баффета, «жизнь уже тогда преподала первый урок инвестирования — терпение вознаграждается». Основная стратегия Баффета — покупать в расчете на долгую перспективу акции, недооцененные по фундаментальным показателям. Имеет устоявшееся прозвище «Оракул из Омахи». Сейчас состояние Баффета оценивается журналом Forbes в $84 млрд Оценка кредитоспособности компании или государства. Выставляется специальными независимыми оценочными организацими - рейтинговым агентством. Оценка производится на основании применения оценочных (скоринговых) анкет, которые преобразуют финансовые и нефинансовые показатели компании в баллы. Сводный балл выражается в буквенном обозначении. Кредитный рейтинг позволяет оценивать рискованность вложения в ценные бумаги эмитента – чем выше рейтинг, тем ниже риск. Как правило высокий рейтинг (например ААА) предполагает низкую доходность в сочетании с высокой надежностью вложения, в то время как низкий рейтинг (например ССС) не гарантирует надежности вложения, но, с другой стороны, может предполагать высокую доходность инвестиций. От латинского Сorrection — Выправление. Изменение котировок ценных бумаг в направлении, противоположном основной тенденции движения цен. Примером коррекции может быть рост котировок после постоянного недельного снижения цен на акцию. Зачастую коррекция вызывается массовым исполнением стоп-приказов, после чего, как правило, возобновляется движение котировок по направлению основной тенденции.
Чтобы начать инвестировать, нужно открыть брокерский счет
Это можно сделать онлайн за несколько минут
Если не знаете, с чего начать, начните с ПИФа
Подробнее