ГАЗ может избежать американских санкций. Что будет с акциями
Что произошло
OFAC (подразделение Минфина США, отвечающее за юридическое сопровождение санкций), опубликовало лицензию, продлевающую срок, в течение которого американские граждане и компании могут завершить контракты с ГАЗом. Дата завершения контрактов перенесена с 5 июня на 23 октября 2018 года. В комментариях к вопросу об условиях снятия санкций OFAC пояснил, что для этого необходимо, чтобы Олег Дерипаска перестал контролировать компанию.
В настоящий момент Олегу Дерипаске принадлежит 60% в группе ГАЗ. В феврале 2018 года стало известно, что Дерипаска намерен оставить должность президента En+ и «Русала» и развивать группу ГАЗ. Тогда аналитики заявили, что это хорошая новость, которая открывает для автопроизводителя новые перспективы, поскольку Дерипаска — управленец с достойной репутацией, а сама группа ГАЗ не ассоциируется с российским оборонно-промышленным комплексом и потому на тот момент под санкции не попала.
В апреле, когда власти США внесли Дерипаску в санкционный список, ГАЗ подешевел вместе с другими его активами (на 30%). После того, как OFAC передвинул срок введения санкций, акции ГАЗа подорожали на 3%. Однако рост продлился недолго. Акции вернулись к цене сегодняшнего открытия после того, как председатель правления ВТБ Андрей Костин заявил сегодня в интервью CNBC, что банк прекратил сотрудничество с бизнесом Дерипаски до тех пор, пока санкции не будут сняты.
Чем опасны санкции
Доступ к финансированию — как раз та сторона бизнеса ГАЗа, по которой санкции могут ударить больнее всего. ВТБ является одним из крупнейших кредиторов группы. В июле 2015 года ГАЗ реструктурировал синдицированный кредит, полученный в 2011 году через компанию Scutellaria Trading Ltd на сумму $548,2 млн. В результате реструктуризации был получен синдицированный кредит ВТБ и Сбербанка России на сумму 33,25 млрд руб. под залог акций ПАЗ и других дочерних компаний группы ГАЗ.
При этом доходы ГАЗа практически не зависят от экспорта. В 2017 году компания заработала на поставках в дальнее зарубежье 2% выручки. «В этом плане компания менее уязвима по сравнению с «Русалом», который на экспорт продает около 80% продукции», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. Однако часть комплектующих для автомобилей группы ГАЗ импортируется: так, на некоторые модели «ГАЗель NEXT» ставятся американские дизельные двигатели Cummins ISF.
Кроме того, если Дерипаска не примет условия американцев, под угрозой может быть сотрудничество с Volkswagen, грузовое подразделение которого — VW Truck and Bus — рассматривало возможность вхождения в капитал группы ГАЗ. Что касается проблемы с обслуживанием в банках, опасающихся санкций, эту угрозу можно обойти, переведя счета и обязательства в «Промсвязьбанк», который преобразуется как раз для защиты от таких ситуаций, отмечает Калачев.
Отказ Дерипаски чреват финансовыми потерями и возможной необходимостью пересматривать поставщиков, и даже ценовую политику относительно конечного продукта, говорит аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Это произойдет, поскольку ГАЗ серьезно завит от импорта иностранных комплектующих. «С другой стороны, направленное от группы ГАЗ письмо в Минэкономразвития с предложением ускорить импортозамещение в России по производству комплектующих для автомобилестроения, а также просьба не облагать льготами прямых конкурентов ГАЗа наводит мысли, что Дерипаска решил сохранить свой контроль в группе, а санкции являются определенной ступенью для того чтобы в РФ произошел новый технологический рывок», — считает эксперт.
В качестве одного из вариантов развития событий Антонов также предполагает, что Дерипаска действительно может снизить свою долю в группе ГАЗ и выйти из управления, но по факту оставаться у руля через неформальное соглашение между акционерами.