Нефть и газ, 27 апр 2020, 19:26

Сделал $1 млрд на урагане, а потом потерял все: история Брайана Хантера

Брайан Хантер был одним из лучших трейдеров мира, разбогатев на газовых фьючерсах после урагана «Катрина». Но уже через год он неверно спрогнозировал движение цен и за месяц лишился $6,5 млрд. Вот его история
Читать в полной версии
Фото: pikrepo.com

20 апреля 2020 года вошло в историю как день минусовых цен на нефть. Множество трейдеров понесло фантастические убытки, а в России часть пострадавших даже готовит иск к Московской бирже. Но это далеко не первый случай, когда спекуляции на контрактах на энергоносители заканчивались убытками и скандалами.

История канадского трейдера Брайана Хантера — идеальный пример того, к чему может привести близорукость на фондовом рынке. Он спекулировал фьючерсами на газ, получал астрономические прибыли, но в момент разворота рынка не просто потерял миллиарды, а разорил крупный хедж-фонд.

Зарабатывал и терял миллионы с самого начала карьеры

О детстве и юности Хантера известно не так много. Он родился в семье заливщиков бетона в Калгари, изучал физику и прикладную математику в Университете провинции Альберта, а затем занялся торговлей фьючерсами и опционами на природный газ. Брайан начал карьеру в трубопроводной компании из Калгари TransCanada, а потом перебрался на Уолл-стрит в Deutsche Bank.

Инвестиции в газовые фьючерсы считаются одними из самых рисковых — ведь чуть ли не главным фактором влияния на их цены является погода. Стихийные бедствия или резкие похолодания приводят к скачкам цен, умеренная и теплая погода — к снижению. Рынок газовых контрактов был настолько волатильным и рискованным, что получил красноречивое прозвище Widowmaker («вдоводел»).

Но Хантер не просто специализировался на таких контрактах, а торговал максимально агрессивно. И на новом месте отлично начал: в 2001 и 2002 годах его смелые сделки принесли Deutsche Bank, по разным данным, около $69 млн.

Как сделать $300 млн и обрушить валюту целой страны: история Энди Кригера
Валюта Джордж Сорос Энди Кригер

Все складывалось хорошо и в 2003-м, но по итогам года Брайан оказался в крупном минусе на $51 млн. За это его лишили годового бонуса. Хантер не признал свою вину и свалил все на несовершенную торговую платформу банка и аномальное поведение рынка. Он уволился и подал в суд на Deutsche Bank, требуя выплаты премиальных, но с треском проиграл дело.

Долго без работы Хантер не сидел: вскоре его позвали в хедж-фонд Amaranth Advisors. Собеседование прошло успешно, Брайан убедил руководство фонда в предсказуемости потерь Deutsche Bank и своей работе на перспективу. Генеральный директор Amaranth Advisors Рик Монис не нашел в провале Брайана в Deutsche Bank «ничего, вызывающего сомнения». Практически сразу Хантеру удалось стать звездой Уолл-стрит — а помог ему в этом разрушительный ураган «Катрина» 2005 года.

Два мощнейших урагана принесли Хантеру $1 млрд

«Катрина» начала формироваться 23 августа 2005 года около Багамских островов и спустя несколько дней достигла побережья США. Последствия урагана оказались катастрофическими: 80% Нового Орлеана затопило, 1836 человек погибли, 700 тыс. человек лишились домов, а экономические потери оценили в $125 млрд.

Затопленный Новый Орлеан в 2005 году (Фото: wikimedia.org)

А еще «Катрина» нарушила работу нефтяников и газовиков — на пострадавший регион в 2005-м приходилось около 20% от всей добычи нефти и газа в США. Вслед за ним Америку «добил» еще один ураган «Рита», в прямом смысле потопивший крупный газораспределительный узел Henry Hub. Ураганы серьезно повредили инфраструктуру в Мексиканском заливе и снизили объемы добычи — пострадали 450 трубопроводов, 113 буровых платформ, а добыча газа упала с 45 млн кубометров в месяц до менее чем 40 млн кубометров.

Скачок цен на газ в таких условиях предсказать было несложно — но Хантеру повезло больше других. Он сделал ставку на рост стоимости газа в идеальный момент, до начала бедствий — летом 2005-го. Тогда цены на газ были низки, роста никто не ждал, и Хантер скупил опционы на миллионы на дне рынка. Его длинная позиция совпала с началом скачка.

Рискованные сделки с газом обеспечили ему и его фонду колоссальную прибыль в $1 млрд в 2005 году. В руках Amaranth Advisors сосредоточилось 10% мирового рынка природного газа, а активы фонда к концу апреля 2006-го выросли с $6 млрд до $8,7 млрд.

Рос с гангстером и сделал $1,3 млн за 10 минут: история Льюиса Борселино
Фьючерс S&P500 Льюис Борселино

Хантер лично заработал $113 млн — именно столько комиссионных выплатил ему фонд за отличные результаты. В марте 2006 года Хантер занял 29-ю строчку в рейтинге самых прибыльных трейдеров.

«В 2005 году Хантер был, разумеется, одним из главных газовых трейдеров в мире или как минимум самым популярным», — писал журнал Trader Monthly, в котором и вышел тот рейтинг. Авторитет Брайана взлетел настолько, что ему разрешили перевести весь отдел по операциям с природным газом в родной Калгари.

Правда, вскоре Хантера обвинили в манипуляции ценами на газовом рынке и оштрафовали на $7 млн — но в сравнении с его прибылью эта сумма вряд ли могла его расстроить.

Ошибся в прогнозах и обанкротил свой фонд

В 2006 году Хантер продолжил то, что приносило ему фантастический доход годом ранее. В августе он заработал для фонда еще $2 млрд. Однако оказалось, что его успех в 2005-м был, скорее, везением, чем умением верно прогнозировать колебания цен. Вместо того чтобы зафиксировать прибыль, он поставил на дальнейший рост цен, просчитался и потерял все.

К весне 2006-го газовики оправились от последствий «Катрины», учли ошибки и подготовились к повторению такой катастрофы — к примеру, объем резервных хранилищ увеличился на 40%. Впервые в истории рынок был готов к стихийным бедствиям, что Хантер не ожидал и не учел.

Уже в мае цены начали снижаться, но Брайан продолжал открывать огромные позиции: владел более чем 100 тыс. газовыми контрактами, что составляло почти 40% от общего числа непогашенных фьючерсов на газ на бирже NYMEX. «Он думает, что он больше рынка», — так отзывались о нем другие трейдеры.

В какой-то момент в Amaranth контролировали 75% ноябрьских контрактов и от 60% до 70% всех фьючеров на газ на зимний сезон 2006–2007 годов. Позиции Хантера были настолько велики, что любая попытка их сократить приводила бы к обвалу цен.

У Брайана была еще одна проблема — трейдер Джон Арнольд из фонда Centaurus Energy. Он проанализировал ситуацию на газовом рынке, на котором в 2006-м не было перебоев с поставками газа, хранилища заполнены, а метеорологи обещали теплую зиму, и начал играть на понижение. Фундаментальных факторов для роста цен на газ действительно не было, чаша весов склонялась в пользу Арнольда.

Фото: Saudi Aramco

Брайан сопротивлялся: с закрытием каждого месяца переносил позиции на следующий и пытался искусственно разогреть рынок вливанием миллиардов во фьючерсы, пользуясь низкой ликвидностью газового рынка — нечто подобное делали в 1980-м печально известные братья Хант с серебром. Может быть, у него бы получилось, но ему мешал Арнольд, который выступал в роли контрагента и активно торговал против Amaranth. Его действия повторяли и другие игроки.

Братья Хант пытались скупить все серебро мира. А в итоге разорились
Инвестиции Comex Фьючерс Серебро

В итоге для Хантера все закончилось примерно так же, как и для Хантов. К сентябрю цены на газ упали до самого низкого уровня за четыре года. У Amaranth закончились деньги на закрытие убыточных позиций, и фонду пришлось распродавать все возможные активы — акции, облигации, газовые фьючерсы. За считаные дни Хантер и его работодатель лишились $5 млрд, а общие потери фонда оцениваются в $6,5 млрд. Сотрудники фонда были в ярости: руководству даже пришлось пересадить вооруженного охранника к Хантеру и его команде.

Amaranth Advisors потерял 2/3 активов и, разумеется, обанкротился — это событие вошло в историю как самое крупное разорение хедж-фонда в истории. В числе покупателей портфеля сделок Amaranth были, в частности, Morgan Chase и хедж-фонд Citadel Investment Group — после отскока цен на газ они получили огромные прибыли. К концу сентября Хантера уволили из Amaranth — по слухам, никаких извинений за свои действия руководству и коллегам он не принес.

Пытался продолжить торговать, но помешали регуляторы

Если в марте Хантер входил в мировой топ трейдеров по прибыльности, то по итогам 2006 года поставил антирекорд по убыткам и, согласно рейтингу журнала Trader Monthly, с отрывом стал худшим в мире. А лучшим стал Джон Арнольд с $2 млрд заработка, сделанными на недальновидности Брайана.

Вскоре Хантер основал собственный хедж-фонд Solengo Capital Partners, нанял 11 сотрудников и даже привлек $1 млрд инвестиций. Однако затем желающие вкладывать в Брайана исчезли — ведь его беды еще не закончились. Федеральная комиссия США по энергетике начала расследование в отношении возможной манипуляции Хантером ценами на газ.

В апреле 2011 года Хантера оштрафовали на $30 млн. Другая тяжба — с Комиссией по торговле товарными фьючерсами (CFTC) — завершилась только в 2014-м. Брайана обязали заплатить $750 тыс. за манипулирование ценами на газовом рынке. Суд запретил канадцу торговать контрактами, которые регулирует комиссия, и претендовать на регистрацию в CFTC.

Что делает Хантер сейчас, знают немногие. Несмотря на все штрафы, большая часть его немалого состояния осталась при нем. Он вернулся в Калгари, где передвигается на дорогих автомобилях (например, Bentley Arnage) и избегает фотокамер. Со СМИ он общаться категорически не желает, и если кто-то звонит ему в дверь, то говорит, что «Брайана нет дома».


Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Нефть и газ Добыча полезных ископаемых Фьючерс
Читайте также