Интервью·
0
0

«Тинькофф» — «РБК Инвестиции»: «Нас накрыло волной IPO, ждем продолжения»

«Тинькофф Инвестиции»: в России продолжится бум IPO в 2024 году
Фондовый рынок может стать основным местом получения дохода для российского инвестора. Смогут ли выполнить эту задачу новые публичные компании, обсудили с главным по IPO-рынку в «Тинькофф Инвестициях» Антоном Мальковым
Руководитель управления по организации сделок на рынке капитала в «Тинькофф Инвестициях» Антон Мальков
Руководитель управления по организации сделок на рынке капитала в «Тинькофф Инвестициях» Антон Мальков (Фото: «Тинькофф Инвестиции»)

На российском рынке акций в ближайшие годы ожидается появление новых бумаг. В марте директор департамента по работе с эмитентами  Мосбиржи Наталья Логинова заявила, что только в этом году провести IPO на торговой площадке могут около десяти компаний. Пока на Мосбирже разместились три — Центр генетики и репродуктивной медицины Genetico, микрофинансовая организация CarMoney и группа компаний «Астра», которая объединяет нескольких разработчиков российского программного обеспечения. Кроме того, с 25 октября идет сбор поручений на покупку акций Henderson, которые 2 ноября начнут торговаться.

Руководитель управления по организации сделок на рынке капитала в «Тинькофф Инвестициях» Антон Мальков рассказал «РБК Инвестициям», каким будет рынок IPO и ждать ли российскому инвестору новых звезд с аномальным ростом бизнеса.

Каким будет российский рынок IPO

— Сколько вы ожидаете IPO до конца года и по прогнозу на 2024 год?

— За последние полтора года более 30 компаний проявляли интерес к публичному рынку с планами выхода на него на горизонте трех лет. Знаем о планах по IPO семи компаний до конца 2023 года, включая Henderson.

Нас уже накрыла волна IPO, в начале следующего года будет продолжение — большое число кандидатов стремится выйти на рынок в январе — марте 2024 года. На второе полугодие 2024 года пока буквально несколько компаний, которые говорили, что думают в сторону публичности.

Есть кандидаты, которые рассматривают IPO в 2025 году, но такие планы — это, скорее, заявление о намерениях и обсуждение того, что эмитент может сделать полезного уже сейчас для будущего выхода на рынок.

— Насколько активно в «Тинькофф Инвестиции» приходят эмитенты?

— Интерес будущих эмитентов в нашем участии понятен — в «Тинькофф Инвестициях» сосредоточено две трети активных клиентов рынка. Мы — лидеры по обороту на акциях на Московской бирже с объемом операций ₽1,5–2 трлн в месяц. И, самое главное, тщательно изучили розничных инвесторов, умеем с ними работать и знаем, как с ними коммуницировать.

Что касается взаимодействия с эмитентами, есть два формата нашего участия в IPO-сделках — активный и пассивный. Если эмитент хочет, чтобы мы продвигали их в формате активного маркетинга, а мы, в свою очередь, изучили бизнес компании, верим в бизнес-кейс и готовы предлагать его своим клиентам в таком формате, то публикуем аналитический обзор и используем всю линейку коммуникационных инструментов для продвижения сделки, включая мотивировку сейлзов. То есть наше участие — это уже знак качества сделки. И по статистике в среднем половину всех размещений, где мы участвуем с активным маркетингом, занимают клиенты «Тинькофф».

К примеру, активно маркетировалась «Астра», сейчас маркетируется Henderson. Но некоторые из готовящихся на рынке сделок будут по разным причинам продвигаться в формате пассивного маркетирования.

Сеть магазинов мужской одежды Henderson назвала ценовой диапазон IPO
Ретейл , IPO , Мосбиржа , Акции
Фото:Shutterstock

— Каким, по вашему мнению, будет средний чек будущих сделок? Снизится или, наоборот, вырастет?

— Крупными сделками были Positive Technologies и Whoosh по ₽1 млрд и ₽2 млрд соответственно. В этом году с «Астрой» и Henderson пришли к ₽3 млрд. Дальше рынок IPO будет идти в сторону сделок по ₽5–10 млрд. Чем крупнее и интереснее компания, тем выше шансы, что и размер сделки будет больше, потому что деньги в системе есть. Плюс проснулись институциональные инвесторы.

Ожидаем, что этой осенью средний размер одной сделки IPO будет около ₽3 млрд. Но, оговорюсь, мы делаем вывод о среднем объеме первичного размещения эмитента, исходя из данных, которые у нас есть, в зависимости от формата, в котором мы участвуем в IPO. Если мы глубоко погружены в процесс, то знаем, какие объемы планируется привлечь. Если же маркетируем эмитента в пассивном формате, то выступаем, скорее, как некий сервис для наших клиентов, которые хотят участвовать в сделке через нашу инфраструктуру, потому что им это удобно. В таком случае мы досконально не оцениваем размеры сделки и другие ее параметры.

В «Финаме» спрогнозировали более 100 IPO в России в ближайшие 3–4 года
Акции , Облигации , IPO , Мосбиржа , Россия
Фото:Shutterstock

Импортозамещение — главный тренд на IPO

— Вы говорили, что большая часть будущих эмитентов — это компании, занимающиеся импортозамещением. Продолжается ли этот тренд? Какие компании уже готовы к IPO — из каких конкретно сфер, сегментов? Во сколько оцениваются компании?

— На рынок сейчас стремится много компаний. В основном это компании с капитализацией  от ₽20 млрд до ₽50 млрд. Большая часть из них — IT-компании, которые работают в области импортозамещения и демонстрируют впечатляющие темпы роста. Несколько таких компаний могут выйти на рынок до весны 2024 года.

Импортозамещение есть не только в IT, но и в других сферах. Тот же самый Henderson: зарубежные бренды ушли, ниша освободилась, ее можно занимать и расти более высокими темпами, особенно, если ты замещаешь импорт качественной продукцией.

— Важно ли для «Тинькофф», чтобы импортозамещение было реальным, или вы рассматриваете исключительно финансовые перспективы?

— Конечно, важно. Именно поэтому мы не всегда доходим до активного маркетирования компании. Мы делаем due diligence и относимся к этому очень серьезно: «залезаем под капот» компании, долго ковыряемся и оцениваем, как она выглядит сейчас и как будет двигаться дальше. Для нас важно, чтобы этот бизнес был хорош не только в моменте, но и дальше продолжал создавать акционерную стоимость. Только при таком сочетании факторов мы готовы активно продвигать компании клиентам. Если мы видим какие-то сложности или у нас есть конфликт интересов с конкурирующей сделкой, то компания может рассчитывать только на пассивный маркетинг.

Due Diligence («дью дилидженс») — комплексная оценка объекта инвестирования: инвестиционных рисков, деятельности компании, финансового состояния и положения на рынке.

Важна ли механика размещения для эмитентов

— Есть ли разница между компаниями, которые размещаются на бирже с помощью андеррайтеров, и теми, которые проводят прямой листинг?

— На рынке есть расхожее мнение, что прямой листинг дает тот же самый результат и при этом стоит три копейки. Это неправда. Если компании, планирующие прямой листинг  , дойдут до Positive Technologies и CarMoney и спросят напрямую, как оно было и почем им обошлось прямое размещение, то выяснят, что это не самое дешевое мероприятие.

По большому счету, в любом случае нужен банк-партнер, который будет брокером по выставлению лесенки в рынок. Эту лесенку на продажу предстоит согласовать с биржей. Если нет банков, которые рассказывают про тебя и активно собирают спрос со стороны инвесторов, то нужно все равно каким-то образом обеспечить интерес к своей бумаге после ее включения в каталог. Соответственно, нужна маркетинговая кампания со всем отсюда вытекающим в плане затрат. Просто потенциальные эмитенты экстраполируют кейсы включения в каталог с низкими затратами на банки по всего двум компаниям. Но и там, и там были для этого причины. Это не значит, что такой праздник жизни будет продолжаться вечно. Поэтому многим интересующимся прямым листингом про это не стоит забывать.

В России бум IPO: чем интересны компании, собравшиеся на Мосбиржу
IPO , Акции , Инвестиции
Фото:Из личного архива Константина Церазова

Кто главный покупатель на рынке IPO

— Изменился ли подход к размещениям с учетом того, что рынок во многом управляется «физиками»? Приходится ли эмитентам больше стараться или, наоборот, физических лиц легче уговорить?

— Те, кто покупают акции на IPO, — это, как правило, вдумчивые люди, которые задают правильные вопросы. Просто у них, в отличие от институциональных инвесторов, нет толпы аналитиков и портфельных управляющих.

Институциональная часть инвесторов возвращается, но она все равно очень узкая. Основной покупатель сейчас — розничный инвестор.

Это сказалось, конечно, на объемах, которые можно привлечь на рынке, но не на ответственности, в некотором смысле социальной, которую брокер несет перед своими клиентами за организуемую сделку. Мы не можем к этому делу подходить спустя рукава: если компания пытается «срезать углы» или у нее отличается от нашего представление об оценке, а мы с ней не согласны, то не будем активно продвигать планируемое IPO.

— Какие институционалы возвращаются? Есть ли интерес иностранных крупных инвесторов к российскому рынку?

— Мы видим интерес и реальное участие российских институционалов, хотя их круг и узок. Это очень здорово. Есть один арабский фонд, который был активен до февраля 2022 года. Пока не покупает, но присматривается.

— А те компании, которые идут на IPO, как будут расти? Пора ли инвесторам умерить аппетиты и не ждать от них стремительного роста?

— В стандартной ситуации на рынок IPO приходят уже зрелые компании, которые показывают более умеренные темпы роста. Но сейчас парадигма поменялась: на рынке IPO есть и такие компании, и компании, демонстрирующие очень высокие темпы роста. Ожидаем, что данный расклад в ближайшие несколько лет сохранится.

Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Процедура включения ценной бумаги в список торгуемых на бирже активов.
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
<p>Эр-Рияд, Саудовская Аравия</p>
$69 тыс. в год и золотая виза: что сулят инвесторам недооцененные регионы
Фокус на денежный рынок: как работают фонды и какие у них перспективы 10:00 · 0
Доходные и ликвидные: какие новые облигации купить до 8 марта 09:00 · 0
Исследования никому не нужны: как аналитики инвестбанков утратили престиж
Как любовь к люксу в Китае позволяет инвесторам хеджировать риски
Что учесть при выборе жилья в небоскребе Москвы: 9 неочевидных аспектов
Что такое редомициляция, для чего она нужна и как влияет на акции 02 мар, 10:00 · 0
Курс доллара в марте: риск санкций снизился, что теперь влияет на рубль 02 мар, 09:00 · 0
Цены на золото выросли до максимума за два месяца 01 мар, 21:44 · 0
Считаем дивиденды: сколько может выплатить ТМК за 2023 год 01 мар, 20:28 · 0
В Госдуме назвали срок принятия закона о страховании средств на ИИС 01 мар, 18:42 · 0
В SberCIB обновили оценку акций крупнейших компаний на российском рынке 01 мар, 18:28 · 0
ЦБ установил курсы доллара, евро и юаня на выходные и понедельник 01 мар, 16:43 · 0
Акции New York Community Bancorp рухнули более чем на 30% 01 мар, 15:50 · 0