Акции нефтяников стали хуже закрывать дивидендные гэпы. Что происходит?
Материал носит исключительно ознакомительный характер и не содержит индивидуальных инвестиционных рекомендаций.
Дивидендный гэп «сломался» — что это значит?
Ведущие российские нефтяные компании выплатили промежуточные дивиденды за 2022 год. Последним днем для покупки акций «Роснефти» под дивиденды стало 10 января, ЛУКОЙЛа — 19 декабря. Для того чтобы получить выплаты от «Газпром нефти», необходимо было купить бумаги не позднее 28 декабря.
После закрытия реестров в акциях компаний, как это обычно бывает, образовался дивидендный гэп. Но «РБК Инвестиции » заметили, что в этот раз скорость его закрытия снизилась по сравнению с предыдущими годами — просадку в акциях нефтяных компаний до сих пор не выкупили. При этом еще в конце 2021 года цена акций ЛУКОЙЛа вернулась на прежние уровни всего за десять дней, цена акций «Газпром нефти» — за три дня. Дивидендный гэп в бумагах «Роснефти» в октябре 2021 года закрылся уже на следующий день.
Дивидендный гэп — это резкое падение стоимости акций после закрытия реестра акционеров, которые имеют право на дивиденды. Для того чтобы получить выплаты, необходимо владеть бумагами в определенный день (его еще называют датой отсечки). В этот день компании составляют списки акционеров, которым будут перечислены дивиденды. Если на эту дату инвестор не владел бумагами, дивидендов он не получит.
Из-за особенностей торгов на Мосбирже, для того чтобы попасть в реестр, надо купить акции минимум за два торговых дня до его фактического закрытия (Т+2). К примеру, реестр акционеров «Роснефти», которым полагаются выплаты, был закрыт 12 января, однако последним днем для покупки бумаг под дивиденды стало 10 января. Если дата закрытия реестра выпадает на понедельник, то бумаги надо успеть купить до четверга включительно, если на вторник — до пятницы включительно.
На следующий день после дивидендной отсечки стоимость акций падает примерно на величину объявленного дивиденда. Такая ситуация складывается из-за того, что до этого многие инвесторы скупали бумаги под дивиденды, но после включения в реестр решили их продать. В то же время другие инвесторы перестают покупать акции, поскольку актив уже торгуется без дивидендов.
На закрытие дивидендного гэпа, то есть на возвращение цен на прежний уровень, требуется время. Срок может варьироваться от нескольких дней до нескольких месяцев — случается, что цены не восстанавливаются вовсе.
Почему долго закрываются дивидендные гэпы: инвесторы не хотят «смотреть в зеркало заднего вида»
Управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров подтвердил, что российские компании стали хуже закрывать дивидендные гэпы. По его мнению, это связано с неопределенными перспективами будущих дивидендов.
Эксперт объяснил, что после выплаты дивидендов — при прочих равных условиях — акции эмитента должны постепенно расти, поскольку в их стоимости все больше отражаются следующие дивидендные выплаты по мере приближения к новой дате отсечки.
«В этот раз подобное практически не происходит, так как, учитывая все санкции, риски и рост налогового бремени, сохранение высоких дивидендов в 2023 году для почти всех представителей нефтегазового сектора России находится под вопросом», — заключил он.
Скорость закрытия дивидендного гэпа, помимо общей динамики рынка, зависит от веры инвесторов в перспективы конкретных компаний в целом и дальнейшие дивидендные выплаты в частности, заметила аналитик инвесткомпании «Велес Капитал» Елена Кожухова. Она обратила внимание, что в этом контексте в российской экономике — и в особенности в нефтяном секторе — сохраняется высокая доля неопределенности. Это является сдерживающим фактором при покупке акций после образования дивидендных гэпов.
Инвестиционный стратег ИК «Алор Брокер» Павел Веревкин предупредил, что при отсутствии позитивных драйверов сроки закрытия дивидендных гэпов могут значительно увеличиться.
«Вероятно, участники рынка более не хотят смотреть в «зеркало заднего вида» и учитывают риски того, что дивидендная доходность сектора в условиях эмбарго и роста налоговой нагрузки может быть заметно скромнее, чем в 2022 году», — полагает Веревкин.
Как скоро акции начнут «отрастать» с прежней скоростью? Или это уже невозможно?
Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова рассказала, что нет конкретной формулы, по которой можно было бы определить, как скоро или долго будет закрываться дивидендный гэп, поскольку на динамику бумаг действует много факторов, включая общие настроения на рынках.
По мнению Константина Асатурова, два главных условия для возвращения прежних темпов закрытия дивидендных гэпов — это улучшение перспектив российской экономики и ожидание новых дивидендных выплат.
«Естественно, оба эти фактора неразрывно связаны с текущей геополитической ситуацией, курсом рубля, ценами реализации сырья, а также санкционными и экономическими реалиями в России. При смене этого фона хотя бы на нейтральный мы предполагаем, что можно рассчитывать на возврат инвесторов на рынок и более привычное и ускоренное закрытие дивидендного гэпа», — заключил Асатуров.
По мнению Павла Веревкина, для возвращения к прежней скорости восстановления цен необходимо сочетание следующих факторов:
- снижения дисконта на российскую нефть;
- роста спроса на сырье в Китае после выхода экономики из жестких антиковидных ограничений;
- дальнейшего ослабления рубля;
- компромисса по новой налоговой политике для сектора.
«Инвесторы ждут новостей о перестройке бизнеса и пока предпочитают быть вне рынка. Изменить ситуацию могло бы общее улучшение геополитической обстановки и прояснение дивидендных перспектив конкретных компаний», — считает Елена Кожухова.
Юлия Мельникова из УК «Альфа-Капитал» также упомянула о важности ожиданий будущих дивидендов. «Если говорить о нефтяниках, то сектор может показать более высокую доходность по индексу в этом году», — заявила эксперт.
Цены на нефть растут, но акции не дорожают. Почему?
Сейчас акции российских нефтяников в целом выглядят слабее широкого рынка. При этом с начала года стоимость бумаг снизилась, тогда как цены на нефть Brent, напротив, выросли.
Так, с учетом закрытия торгов в пятницу, 27 января, стоимость мартовского фьючерса на нефть марки Brent с начала года выросла на лондонской бирже ICE Futures на 0,52%, до $86,4 за баррель. За это же время бумаги ЛУКОЙЛа потеряли 3,75%, «Роснефти» и «Газпром нефти» — по 7,79% и 2,72% соответственно. Стоимость обыкновенных и привилегированных акций «Татнефти» снизилась на 4,45% и 4,22%. При этом индекс Мосбиржи с начала года прибавил 1,64%.
С чем связана такая динамика
Опрошенные эксперты заявили, что слабая динамика акций нефтяных компаний вызвана сочетанием нескольких неблагоприятных факторов.
«В первую очередь, рынок нервируют новости о вероятном пересмотре системы налогообложения в секторе. Для начисления налоговой базы цену Urals могут привязать к средним ценам сортов Brent или Dubai за вычетом определенного дисконта. В случае реализации этого сценария компании неминуемо столкнутся с ростом налоговой нагрузки», — полагает инвестиционный стратег ИК «Алор Брокер» Павел Веревкин.
Эксперты назвали и другие факторы, которые давят на котировки:
- негативные эффекты санкций, в особенности от эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты;
- дисконт цены российского сорта нефти Urals к Brent;
За период с 15 декабря 2022 года по 14 января 2023 года средняя цена нефти Urals составила $46,82 за баррель, сообщил Минфин.
-
относительно крепкий курс рубля, из-за чего снижается маржинальность экспортеров. Краткосрочно укреплению рубля способствует в том числе бюджетное правило;
-
рост затрат на логистику в условиях переориентации на азиатские рынки сбыта;
-
вероятность того, что надежды на открытие китайской экономики после жестких локдаунов себя не оправдают, а рост спроса на сырье не будет настолько значительным, насколько его прогнозируют аналитики;
-
наконец, по-прежнему существует риск того, что мировая экономика погрузится в рецессию и спрос на сырье снизится.
Управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров полагает, что акции российского нефтегазового сектора лучше анализировать вместе с ценами Urals. Эксперт объяснил, что динамика цен на Brent уже не означает пропорционального изменения выручки российских компаний — напротив, эффект уже может быть обратным.
«Грубо говоря, при сокращении поставок российской нефти на экспортные рынки в результате действующего потолка цен котировки Brent, естественно, пойдут вверх за счет более ограниченного предложения, однако от этого отечественные компании никак не выиграют. Более того, кроме действующих санкций на сырую нефть рынок ожидает новых, в этот раз уже на российские нефтепродукты, что оказывает негативное давление на котировки уже сейчас», — пояснил Асатуров.
Покупать ли бумаги сейчас — в секторе есть явные фавориты, но не надо забывать о рисках
По словам портфельного управляющего УК «Альфа-Капитал» Дмитрия Скрябина, нефтяной сектор находится и, скорее всего, в течение одного-двух кварталов продолжит находиться под давлением целого букета неопределенностей, которые создают риски для финансовых результатов компаний.
В целом же фаворитами в этом секторе можно назвать «Роснефть» и ЛУКОЙЛ, поскольку у обеих компаний более высокий запас прочности по сравнению с остальными, полагает Скрябин. Он добавил, что драйвером роста акций «Роснефти» может стать начало добычи на проекте «Восток Ойл», а спросу на акции ЛУКОЙЛа может поспособствовать ожидаемая высокая дивидендная доходность.
Портфельный менеджер УК «Открытие» Ирина Прохорова считает, что имеет смысл придерживаться разумной диверсификации. По мнению эксперта, в долгосрочной перспективе высокие шансы на рост акций есть у «Татнефти», которая потенциально может увеличить объемы добычи и переработки на нефтеперерабатывающем комплексе «Танеко». Его эксперт назвала самым современным НПЗ в России.
«Компания также обладает отрицательным чистым долгом, что позволяет ей осуществлять относительно более высокие дивидендные выплаты, в том числе и ввиду отсутствия потребности в высоких капитальных затратах», — пояснила Прохорова свой выбор «Татнефти».
Отрицательный чистый долг — это ситуация, когда объем средств на счетах компании превышает совокупный объем ее кредитов и займов.
По словам аналитика ИК «Велес Капитал» Елены Кожуховой, эмбарго на экспорт морской нефти и нефтепродуктов из России, а также растущая налоговая нагрузка внутри страны делают наиболее привлекательными компании, которые ориентированы на внутренний и азиатский рынки.
«В частности, из таких имен мы выделяем прежде всего «Роснефть» с ее проектом «Восток Ойл» и «Татнефть», которая поставляет нефть трубопроводным путем, исключенным из-под санкций», — рассказала аналитик.
На ее взгляд, из более спекулятивных идей, особенно в случае ослабления рубля против доллара, можно выделить бумаги «Сургутнефтегаза» с его «кубышкой». В случае появления шансов на выплату дивидендов интересны могут быть привилегированные акции компании, отметила Кожухова.
«Сургутнефтегаз» за десятилетия накопил на банковских счетах миллиарды долларов, которые в инвестсреде называют «кубышкой». Однако, из-за того что компания приостановила раскрытие финансовой отчетности, судьба этих средств сейчас неизвестна.
Павел Веревкин из ИК «Алор Брокер» заявил, что с учетом всех неблагоприятных факторов рекомендовать в портфель акции российских нефтяников пока нецелесообразно.
Константин Асатуров из УК «Система Капитал» также посоветовал с осторожностью относится к инвестициям в сектор.
«Мы рекомендуем до введения потолка цен на нефтепродукты не инвестировать существенную часть портфеля в данный сектор. На наш взгляд, степень неопределенности и риска слишком велика, она не компенсируется потенциальной доходностью», — объяснил эксперт.
Он напомнил, что также сохраняются риски роста налоговой нагрузки, укрепления рубля в ближайшее время и дальнейшего ухудшения геополитической обстановки.
Больше интересных историй и новостей о финансах в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»