Лицензия на разблокировку: как разморозить активы в ЕС самостоятельно
12 августа Национальный расчетный депозитарий (НРД) обратился в суд Евросоюза с требованием об отмене введенных против него санкций. НРД предстоит пройти не быстрый и не самый легкий путь в поиске справедливости — судебный процесс может затянуться не на один год.
Независимо от НРД инвесторы, чьи активы оказались замороженными в международном депозитарии Euroclear, задумываются над возможностью решить проблему в индивидуальном порядке.
Что произошло: ЕС ввел санкции против НРД, в результате российские инвесторы тоже подпали под ограничения
С конца февраля НРД поддерживал постоянный диалог с депозитариями Euroclear и Clearstream, надеясь снизить возможные риски для своих клиентов. Euroclear и Clearstream инициировали углубленную проверку НРД (due diligence), результаты которой должны были быть переданы регулирующим органам Бельгии и Люксембурга, однако, несмотря на открытость российского депозитария к сотрудничеству и предоставление запрошенной информации, операции по счетам НРД перестали осуществляться.
Очередным пакетом санкций от 3 июня 2022 НРД был включен в список подсанкционных лиц, предусмотренный Приложением I Регламента ЕС 269/2014, под номером 101, в связи с чем все активы на счетах НРД в Euroclear и Clearstream были заблокированы.
К моменту введения против НРД санкций на счетах в Euroclear и Clearstream накопились значительные суммы денежных средств, которые были перечислены эмитентами на счет НРД для выплаты конечным инвесторам. Это создавало проблемы для Euroclear и Clearstream, в связи с чем эксперты предполагают, что санкции против НРД были пролоббированы в том числе для того, чтобы подвести правовое основание под фактическую блокировку.
Проводимый же Euroclear due diligence, по всей видимости, был направлен на то, чтобы выявить активы подсанкционных лиц, которые хранились на счете НРД, чтобы такие активы могли быть заблокированы в соответствии с Регламентом 269/2014. Учитывая общее количество клиентов НРД, задача представлялась не из легких, и, вероятно, европейский регулятор решил пойти по более простому пути, заблокировав сразу все, что было на счетах НРД.
Однако в таком случае обратная логика должна работать в пользу инвесторов, которые не попали в санкционные списки — для блокировки их активов нет достаточных оснований, и они не должны оставаться замороженными в Euroclear и Clearstream.
Что предъявить: основания для получения лицензии
Российские и иностранные консультанты сотрудничают в подготовке к подаче документов на получение инвесторами специальных разрешений на отступление от общего правила блокировки (так называемых лицензий) в Администрации казначейства Бельгии (Belgian Treasury Administration).
На сегодняшний день представители российского бизнеса уже имеют успешный опыт получения лицензий в американском Управлении по контролю за иностранными активами (OFAC), английском Управлении по осуществлению финансовых санкций (OFSI) и в европейских регуляторах по различным вопросам. Так, например, из публично доступных можно назвать специальную лицензию OFSI, которую получила компания Evraz, чтобы провести очное годовое собрание акционеров в Лондоне.
В связи с этим вариант с получением лицензии — практически первое, что приходит в голову в ситуации с НРД экспертам по санкционному праву.
Формального основания для получения лицензии в таких случаях Регламентом 269/2014 не предусмотрено, однако представляется, что существует вероятность обосновать необходимость разблокировки средств. По мнению наших бельгийских партнеров, с которыми мы сейчас занимаемся данным направлением, основным аргументом в рамках получения лицензии на разблокировку активов будет неподсанкционный статус лица, которому принадлежат заблокированные активы.
Оптимизма нам добавили разъяснения Еврокомиссии, вышедшие 12 августа 2022 года. Как указано в данных разъяснениях, существует возможность запросить у европейского регулятора разрешение на размораживание средств, если тот сочтет, что для этого есть достаточные основания. Правда, сделать это можно только в определенных случаях — на основании ст. 6 Регламента 269/2014, в частности, если платеж идет от НРД в пользу неподсанкционного лица по договору, заключенному до даты включения НРД в санкционный список. Насколько эффективно будет работать данный механизм на практике, пока не до конца ясно, однако шансы на разморозку денежных средств и их перечисление в пользу неподсанкционных частных инвесторов теперь, очевидно, повысились.
В разъяснениях Еврокомиссии также обращается внимание на то, что одним из оснований блокировки операций является то обстоятельство, что НРД в результате проведения операций взимает комиссию, то есть получает доступ к funds and economic resources, что прямо запрещено ст. 2 (2) Регламента 269/2014. НРД незамедлительно отреагировал на данное замечание и 16 августа объявил о решении временно отказаться от комиссии за проведение операций, подтвердив еще раз свою готовность всячески содействовать клиентам в разблокировке средств.
Что собрать: какие документы могут понадобиться для получения лицензии
Таким образом, на сегодняшний день инвесторы могут обратиться к юридическим фирмам, которые занимаются работой по получению лицензий за помощью, если они готовы двигаться самостоятельно в сторону разблокировки их активов. В рамках процедуры, предположительно, заявителю необходимо будет представить пакет документов:
-
подтверждающих, что его активы учитываются в Euroclear через НРД: соответствующую цепочку договоров, выписки по счетам;
-
верифицирующих уровень его дохода, позволяющий приобрести такие активы, чтобы избежать подозрений в том, что заявитель держит активы за подсанкционное лицо: например, справки 2-НДФЛ;
-
подтверждающие приобретение инструментов.
Далее пакет документов вместе с обоснованием необходимости разблокировки будет подан бельгийскими партнерами в регулирующий орган для получения разрешения на разморозку активов. Процедура получения лицензии не является строго регламентированной и индивидуальна для каждого дела. При этом ориентировочные сроки получения лицензии составляют от девяти недель.
Следует отметить, что за лицензией могут обратиться не только те инвесторы, чьи бумаги оказались заблокированы на счете НРД, но также и те инвесторы, бумаги которых были погашены (досрочно или же в связи с наступлением срока исполнения), до момента внесения НРД в санкционный список, а причитающиеся им денежные средства оказались заблокированы Euroclear. То же самое касается и дивидендов, выплаченных и заблокированных в Euroclear до момента внесения НРД в санкционный список.
Насколько реально получить лицензию и что еще можно сделать?
Представляется, что получение лицензии более вероятно в случае индивидуальных обращений каждого клиента — если заявление подается от группы лиц, существует риск того, что в этой группе окажется лицо, связанное с подсанкционными структурами, в связи с чем регулятор может отказать в выдаче лицензий сразу всей группе заявителей. Однако в любом случае на сегодня мы можем лишь надеяться на успех данного мероприятия, поскольку стабильная положительная практика выдачи лицензий клиентам НРД пока не сформирована.
При принятии решения об обращении за лицензией инвестору стоит оценить все доступные варианты выхода из проблемной инвестиции. На многие заблокированные бумаги сейчас можно найти покупателя и продать их по внебиржевой сделке, несмотря на блокировку. Стоимость конкретной бумаги на внебиржевом рынке определяется многими факторами. По информации от профучастников, которые совершают подобные сделки для своих клиентов, на некоторые выпуски реально найти покупателя по 90–94% от номинала плюс накопленный купонный доход.
Многое в этом вопросе зависит от готовности инвестора ждать, а также от рвения сопровождающего сделку брокера. Ключевой момент — найти профучастника, который будет готов взяться за поиск покупателя. Для профучастников браться за такие сделки выгодно только по крупным пакетам (свыше нескольких миллионов), так как их вознаграждение составляет небольшой процент от суммы сделки, а работа по поиску покупателя требует значительных временных затрат.
В любом случае очевидно, что если инвесторы не будут ничего предпринимать — проблема не решится сама собой. Вероятность успешного оспаривания санкций существенно ниже, чем вероятность получения лицензии на конкретную операцию, да и сроки несопоставимо длиннее. При этом через процедуру получения индивидуальных лицензий уже прошли многие подсанкционные лица, которым удалось решить свои задачи именно этим способом.