Академия·
0
0

Таргетирование: что это, зачем нужно и как влияет на инфляцию

Таргетирование денежно-кредитной политики — хороший способ сгладить экономические шоки благодаря предсказуемости действий монетарных властей. Что такое таргетирование и каким оно бывает — в ликбезе «РБК Инвестиций»
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В этой статье:

  1. Что такое
  2. Зачем нужно
  3. Этапы
  4. Плюсы и минусы

Слишком сильный курс рубля вызвал в среде экономистов дискуссию о необходимости его таргетирования. За выступают те, кто считает нужным вернуть курс рубля к оптимальному для бюджета уровню ₽70–80. Против — те, кто считает, что привязка рубля к иностранной валюте приведет к потере суверенитета проводимой экономической политики.

Фото:Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Читать: Белоусов заявил, что механизм поддержания стабильности рубля «испарился»

Читать: ЦБ выступил против перехода к таргетированию курса рубля

Что такое таргетирование

Таргетирование — это фиксированный количественный показатель экономической переменной, к достижению которого стремится денежно-кредитная политика центрального банка. Срок достижения цели называется горизонтом таргетирования. Публично объявленную цель денежно-кредитной политики называют номинальным якорем.

В зависимости от того, какой экономический показатель выбран целью (целевым ориентиром) денежно-кредитной политики, различают режимы таргетирования, каждый из которых предполагает определенный набор инструментов для достижения цели.

Виды режимов таргетирования

  • Инфляционное таргетирование. При инфляционном таргетировании центральным банком страны (регулятором) устанавливается конкретная цель (таргет, целевой уровень) или допустимый диапазон инфляции. Меры применяются государством при отклонении от целевого уровня. Для разных стран таргеты инфляции различаются. Несмотря на то что четкого понятия оптимальной инфляции в экономической науке не существует, исторические данные свидетельствуют, что страны с развитой экономикой чаще всего устанавливают таргет по инфляции на уровне 2%, а страны с формирующимся рынком — от 3% и выше. Таргетируемая инфляция положительно влияет на экономику, если она предсказуема и долгосрочна, когда все участники экономики понимают, чего ждать от политики государства в плане экономического развития. Конечная цель инфляционного таргетирования — ценовая стабильность. Основные инструменты денежно-кредитной политики при таргетируемой инфляции — ключевая ставка и коммуникация.
  • Денежное (монетарное) таргетирование. Таргетирование денежного предложения означает установление центральным банком целевых ориентиров роста денежной массы в целом и денежных агрегатов в частности. Управляя денежными агрегатами, центральный банк влияет на ключевые макроэкономические показатели (инфляция, безработица и экономический рост). Денежное таргетирование применялось в нескольких странах в 1970–1980-х годах, но не показало свою достаточную эффективность, в том числе из-за низкой полезности информации о состоянии денежных агрегатов для широкой общественности. Сейчас динамика денежных агрегатов чаще всего используется регуляторами в качестве аналитической информации наряду с другими макроэкономическими данными.
  • Таргетирование валютного курса предполагает фиксацию курса в определенном диапазоне через привязку номинальной или реальной стоимости национальной валюты к стоимости товара, как правило, золота, или к стоимости других, стабильных валют. Удержание валютного курса в целевом диапазоне требует от регулятора постоянных активных действий, таких как, например, валютные интервенции, ускорение или замедление девальвации местной валюты. Существенными минусами валютного таргетирования может стать полное вытеснение национальной валюты, а также зависимость экономики страны, которая его проводит, от экономики другой страны, валюта которой была выбрана в качестве якоря. Официально денежно-кредитную политику в режиме таргетирования валютного курса проводило несколько стран: Бразилия, Колумбия, Югославия, Чили, Тунис. В первых трех это привело к высокой инфляции. Конечная цель таргетирования валютного курса — валютная стабильность.
  • Таргетирование номинального ВВП. Центральный банк обозначает своей целью определенное значение номинального ВВП и использует инструменты для роста экономики. Например, при замедлении экономического роста центральный банк допускает большую инфляцию, чтобы стимулировать экономику к росту. И наоборот, при перегреве экономики вследствие слишком быстрого экономического роста регулятор старается замедлить темпы инфляции. Таргетирование номинального ВВП считается экономистами эффективной политикой в профилактике шоков предложения. В России на сегодняшний день целевой показатель по росту ВВП является макроэкономическим ориентиром, заложенным в бюджете, но не плановым заданием конкретно центральному банку. Конечная цель таргетирования ВВП — сбалансированный экономический рост.

Помимо вышеназванных, в качестве возможных целей политики центрального банка могут быть и другие показатели, например безработица или национальный доход.

Что такое инфляция и как защитить от нее свои доходы
Инфляция , Хеджирование , Облигации , Недвижимость , Акции
Фото:Shutterstock

Зачем нужно таргетирование

Таргетирование используется для достижения итоговой цели денежно-кредитной политики.

Через таргетирование центральный банк старается достичь стабильности:

  • цен;
  • экономического роста;
  • высокого уровня занятости;
  • процентных ставок;
  • финансовых рынков;
  • валютного курса.

Несмотря на то что в целом любой режим таргетирования стремится к благополучию в стране, один из них выбирается из-за рациональности — достижение одновременно нескольких показателей потребовало бы от регулятора распыления усилий, а также могло бы быть труднореализуемым из-за конфликта целей между собой. Основным преимуществом таргетирования считается возможность проведения последовательной политики, ее предсказуемость экономическими участниками.

Этапы таргетирования

Таргетирование состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

  • публичное объявление монетарными властями среднесрочного значения ориентира (таргета);
  • признание цели приоритетной над всеми остальными;
  • выбор эффективного инструментария для достижения цели, который служит в том числе информационным сигналом для экономических агентов и влияет на их ожидания;
  • переход к открытой и прозрачной политике, высокая степень информирования о планах, объектах и решениях;
  • исключительная ответственность и отчетность ЦБ о действиях, направленных на достижение поставленной цели.

Этапы таргетирования на примере инфляционного режима

Режим инфляционного таргетирования был впервые введен в России во время финансового кризиса 2014 года. С ноября 2014 года Банк России установил целевой уровень по инфляции на уровне 4% годовых, с тех пор он неизменен, в том числе и на 2022 год. Впервые приблизиться к поставленной цели регулятору удалось в 2018 году, когда инфляция была на уровне 4,3%. Исторический минимум инфляции в России был зафиксирован в 2017 году — 2,5%. По последнему прогнозу ЦБ, по итогам 2022 года инфляция составит 14–17%, снизится до 5–7% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году.

Уровень годовой инфляции в России в 2000–2021 годах, согласно индексу потребительских цен (ИПЦ). Инфографика
Уровень годовой инфляции в России в 2000–2021 годах, согласно индексу потребительских цен (ИПЦ). Инфографика (Фото: РБК)

  • Объявление цели и ее горизонта. В случае с инфляцией целью является конкретный уровень или диапазон темпа роста цен. Срок достижения цели (горизонт), как правило, задается на календарный год.
  • Выбор операционной цели, которая также задается на определенный период времени и которому соответствует количественное значение цели. Операционная цель денежно-кредитной политики Банка России — поддержание межбанковских ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.
  • Выбор и применение инструментов денежно-кредитной политики для достижения операционной цели. Основной инструмент при инфляционном таргетировании — ключевая процентная ставка. Установив ключевую ставку, Банк России удерживает ставки денежного рынка в границах процентного коридора (+/-1 п.п. от ключевой ставки) преимущественно с помощью аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы), кроме того, при необходимости проводятся операции постоянного действия и операции «тонкой настройки». Изменение ключевой ставки и вслед за ней ставок по межбанковским кредитам влечет ответную подстройку ставок на других сегментах финансового рынка (в ставках облигаций, депозитов, кредитов) и, как итог, всех процентных ставок в экономике.
  • Анализ результатов проведенных мероприятий, их эффективности с точки зрения достижения целевого уровня инфляции, публикация прогнозной траектории ключевой ставки.

Что такое ключевая ставка и на что она влияет
Ключевая ставка , ЦБ , Банки и финансы , Словарь
Фото:uforms.ru для «РБК Инвестиций»

Плюсы и минусы таргетирования на примере инфляционного режима

Плюсы

  • Прозрачность денежно-кредитной политики и, как следствие, ее предсказуемость. Если все экономические участники четко понимают, что и как пытается сделать регулятор, то они могут устанавливать личные финансовые цели. Также снижается неопределенность инвесторов — они могут прогнозировать изменения процентных ставок и инфляционных ожиданий и исходя из этого оценивать доходность вложений в экономику страны.
  • Центральный банк может эффективно реагировать на шоки экономики с помощью инструментов денежно-кредитной политики.
  • Прозрачная денежно-кредитная политика с понятным таргетом приводит к саморегуляции рынков во время шоков, без вмешательства центрального банка.

Минусы

  • Вероятность возникновения спекулятивных пузырей и других потрясений в экономике на фоне подстегиваемой регулятором инфляции.
  • Возможная неадекватная реакция на шоки условий торговли или шоки предложения.
  • Вероятность обесценивания валюты из-за высокой инфляции.
  • Сложная управляемость в периоды повышенной волатильности, так как зачастую усиливает волатильность валютного курса и ведет к дестабилизации рынков.

Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
Индекс Мосбиржи поднялся выше 3300 пунктов впервые с февраля 2022 года 04 мар, 21:28 · 0
Apple заплатит в ЕС штраф на $1,95 млрд из-за жалобы Spotify 04 мар, 21:19 · 0
Объем размещений высокодоходных облигаций достиг рекордных значений 04 мар, 19:46 · 0
Акции X5 Group подорожали на фоне включения в перечень ЭЗО 04 мар, 18:45 · 0
Цены на золото поднялись выше $2100 за унцию впервые за три месяца 04 мар, 17:30 · 0
ЦБ установил курсы доллара, евро и юаня на 5 марта 04 мар, 16:21 · 0
В ПСБ назвали 5 акций для покупки под дивиденды 04 мар, 15:30 · 0
Как будут работать биржи 8 марта: торговый календарь 04 мар, 15:13 · 0
«Синдром» сплита: почему упали акции «Транснефти» и что ждет «Норникель»
«Альфа-Инвестиции» назвали 4 лучшие акции при выходе рынка из боковика 04 мар, 12:32 · 0
Индекс Мосбиржи на новом максимуме за 2 года: пробьет ли он 3300 пунктов 04 мар, 11:44 · 0
Акции российских IT-компаний взлетели. В кого есть смысл инвестировать
Японский индекс Nikkei 225 впервые в истории превысил 40 000 пунктов 04 мар, 09:40 · 0
2 факта перед стартом торгов на Мосбирже. Что важно знать инвестору 04 мар, 08:59 · 0