Академия·
0
0

Маркетмейкер: кто это такой и как он работает

Кто такой маркетмейкер, чем он важен, какова его роль. Рассказываем о значимости маркетмейкера для рынка, инвестора и эмитента
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Из этого текста вы сможете узнать:

  1. Кто такой маркетмейкер
  2. Функции
  3. Как это работает
  4. Как маркетмейкер зарабатывает

Кто такой маркетмейкер

Маркетмейкер — это особый участник торгов на финансовом рынке, поддерживающий торговлю в активном состоянии путем постоянной готовности заключить рыночную сделку с любым другим участником торгов.

Как правило, деятельность маркетмейкера регламентируется законодательно. В России деятельность маркетмейкера оговаривается Федеральным законом 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Согласно определению этого закона, маркетмейкер — участник торгов, который на основании договора, одной из сторон которого является организатор торговли, принимает на себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором (п. 1.5 ст. 2 Федерального закона 325-ФЗ «Об организованных торгах»).

Новый закон о категоризации инвесторов. Что он значит для рынка
Инвестиции , Акции , Мосбиржа , СПб Биржа
Фото:Spencer Platt / Getty Images

Любому участнику нужна вторая сторона сделки. Если вы хотите продать акции или валюту, то вам нужно, чтобы у вас кто-то ее купил, а если вы хотите купить — то вам нужен продавец. Для того чтобы такой продавец или покупатель при торговле тем или иным инструментом был всегда, и существуют маркетмейкеры.

Есть два основных типа маркетмейкеров:

  1. Институциональные.
  2. Спекулятивные.

Институциональные маркетмейкеры выполняют свои функции регламентированно. Для этого лицо, выступающее в роли маркетмейкера, должно заключить с организатором торгов (биржей) специальный договор. К слову, российский федеральный закон под маркетмейкерами понимает именно институциональных маркетмейкеров, имеющих соответствующий договор с биржей.

Биржи, как правило, публикуют список маркетмейкеров по отдельным рынкам или инструментам.

Спекулятивные маркетмейкеры чаще всего действуют на рынках, где нет централизованного организатора торгов, например на межбанковском рынке форекс, межбанковском облигационном рынке или рынке межбанковских кредитов. Наличие на таких рынках фактически стихийно возникших маркетмейкеров, с одной стороны, придает рынку устойчивость, а с другой стороны, позволяет участникам рынка, взявшим на себя роль маркетмейкеров, извлекать доход особым способом.

Функции маркетмейкеров

Маркетмейкеры, согласно определению федерального закона, выполняют для других участников и для рынка в целом следующие функции:

  • поддержание спроса и предложения (обеспечение ликвидности);
  • поддержание стабильности цен;
  • поддержание объема торгов.

Поддержание ликвидности

Благодаря наличию маркетмейкеров любой участник не столкнется с ситуацией, когда он не сможет купить или продать финансовый актив в нужном объеме.

Бывают случаи, когда настроения покупателей или продавцов либо не определены, либо определены почти однозначно. В первом случае спрос и предложение будут слабо выражены — количество заявок на покупку или продажу будет небольшим, а спред между лучшими ценами может быть значительный. Во втором случае, когда настроения на рынке однозначны, может оказаться так, что на рынке вовсе не окажется либо покупателей, либо продавцов.

Наличие маркетмейкера позволит любому участнику всегда найти покупателя или продавца. Таким образом, маркетмейкеры поддерживают ликвидность  .

Спред: как зарабатывать инвестору, учитывая разницу
Спред , Торговля , Акции , Опцион , Облигации
Трейдер работает в зале Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE)

Поддержание стабильности цен

Благодаря наличию маркетмейкеров цены не двигаются значительными скачками.

Как мы уже говорили, бывают моменты, когда настроения покупателей или продавцов либо не определены, либо определены почти однозначно. В первом случае большинство покупателей будут стремиться поставить цены пониже, а продавцы — расставлять заявки гораздо выше последней сделки. Во втором случае на рынке может совсем не быть заявок на покупку или на продажу.

Наличие маркетмейкера позволит любому участнику в любое время найти покупателя или продавца, причем с ценой, всегда достаточно близкой к предыдущей сделке. Таким образом, маркетмейкеры поддерживают ценовую стабильность.

Поддержание объема торгов

Маркетмейкеры обеспечивают ликвидность и стабильность цен. Вследствие этого снижается вероятность того, что на рынке перестанут заключаться сделки из-за невозможности купить или продать финансовый инструмент. Тем самым поддерживается и оборот торгов. А наличие оборота позволяет участникам продавать или покупать значительные пакеты акций по рыночной цене. Это, в свою очередь, обеспечивает привлекательность биржи для эмитентов  , которые привлекают деньги путем выпуска акций.

Для выполнения своих функций биржа  дает маркетмейкерам особые возможности. Так, например, кроме последних сделок и «стакана» лимитированных заявок — списка ценовых общерыночных заявок всех участников торгов, маркетмейкер может видеть отложенные заявки, тейк-профиты и стоп-лоссы  .

Торговый стакан
Торговый стакан (Фото: Shutterstock)

Некоторые площадки наделяют маркетмейкеров дополнительными полномочиями, в результате чего маркетмейкеры выполняют дополнительные функции. Например, Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) выделяет категорию участников — специалистов (specialists). Специалист становится второй стороной каждой сделки по определенной бумаге. В связи с этим у него могут появиться следующие дополнительные функции:

  • деятельность посредника между покупателем и продавцом. Это значит, что сделки на торговой площадке по определенному инструменту заключаются только через специалиста;
  • информационное обеспечение участников торгов. Это значит, что специалист берет на себя обязанность фиксации сделок в Книге специалиста и предоставляет необходимые данные участникам торгов;
  • признание котировок, в том числе определение цен открытия и закрытия. Для различных участников, например для инвестиционных фондов, важно официальное признание определенных цен — цен закрытия, открытия и т. п. Обязанность определения таких цен по отдельным инструментам возлагается биржей на специалиста.

Как это работает

Для выполнения своих функций маркетмейкеры должны делать две вещи:

  1. Поддерживать двусторонние котировки.
  2. Соблюдать стабильный спред.

Поддержание двусторонней котировки

Маркетмейкер обязан всегда выставлять одновременно цену покупки и продажи на определенный объем стандартных лотов. Так, маркетмейкер, работающий с акциями «Газпрома», должен одновременно предлагать цены покупки и продажи, например, ставя цену покупки ₽296,70 на 100 акций и цену продажи ₽296,90 на 100 акций. Это дает возможность любому участнику всегда найти на рынке встречную цену для заключения сделки. Таким образом поддерживаются ликвидность рынка и его обороты.

Соблюдение стабильного спреда

Маркетмейкер обязан держать стабильную разницу между ценой покупки и продажи — ценовой котировальный спред. Эта разница может быть стабильной либо в процентах, либо в абсолютной величине — в денежных единицах (как правило, в их долях), для рынка акций или рынка форекс, или в процентных пунктах для рынка облигаций. Так, маркетмейкер, работающий с валютной парой рубль-доллар, может ставить котировки ₽53,2750/53,28, либо ₽53,2775/53,2825, либо ₽53,28/53,2850 за $1, тем самым выдерживая спред ₽0,005.

Соблюдение спреда поддерживает стабильность цен на финансовый инструмент, предотвращая резкие колебания и ценовые разрывы.

Как зарабатывает маркетмейкер

Доход маркетмейкера складывается из двух составляющих:

  1. Биржевое вознаграждение.
  2. Заработок на спреде и обороте.

Биржевое вознаграждение

Этот вид дохода возможен только для институционального маркетмейкера, у которого заключен договор с организатором торгов. Например, вознаграждение от биржи маркетмейкер может получать как комиссию при каждой совершенной сделке.

Заработок на спреде и обороте

Поскольку маркетмейкер ставит одновременно цены и на покупку, и на продажу с определенным спредом, его обороты значительно возрастают. Например, даже при спокойном и стабильном рынке маркетмейкер может все равно совершать сделки с относительно большим оборотом. Одни участники рынка время от времени продают маркетмейкеру по его цене покупки, а другие участники покупают у него по его цене продажи.

С другой стороны, для маркетмейкера неприятны резкие движения рынка. Например, когда на рынке идут значительные распродажи, то маркетмейкер вынужден будет покупать падающие в цене акции, однако никто не будет у него в течение какого-то времени покупать бумаги по предлагаемой им цене продажи. При этом покупки могут вернуться на более низких уровнях. Другие участники рынка начнут снова покупать по ценам продажи маркетмейкера, которые будут ниже средней цены его покупок в ходе всеобщих, кроме него, рыночных распродаж. Такие периоды резких движений уменьшают заработок маркетмейкера на спреде и обороте.

Движение котировок и торговые обороты на биржевых торгах
Движение котировок и торговые обороты на биржевых торгах (Фото: Shutterstock)

Для успешной деятельности маркетмейкеры разрабатывают различные торговые алгоритмы. Эти алгоритмы учитывают известные маркетмейкеру данные о расстановке торговых заявок, деятельность других отдельных крупных игроков (индикатор крупного игрока) и т. п. Результатом деятельности такого торгового алгоритма является определение оптимального размера лота, шага цены, а также автоматическое выставление заявок маркетмейкера в торговую систему.

С другой стороны, и другие участники торгов могут выявлять с помощью своих торговых алгоритмов деятельность маркетмейкера и учитывать их при своих торговых операциях и при формировании стратегий.

Резюме

  • Маркетмейкеры приносят пользу рынку, поддерживая рыночную ликвидность, обороты торгов и ценовую стабильность.
  • Эти проявления деятельности маркетмейкеров удобны как торговым участникам рынка, так и эмитентам, которые выходят на рынок для привлечения денег в свой капитал.
  • Маркетмейкерство — это вполне рабочая стратегия для деятельности профучастника рынка. Она позволяет получать доход от биржи и от торгового оборота с устойчивой маржой.
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Распоряжение брокеру о покупке или продаже бумаги при достижении определенных показателей. Регламентированный рынок, где встречаются продавцы и покупатели, торгующие различными активами: акциями, облигациями, валютой, фьючерсами, товарами. Стать участником торгов на бирже может каждый – для этого нужно открыть брокерский счет. Каждая сделка заключается по рыночной цене, совершается практически мгновенно, а также регистрируется и контролируется. Подробнее
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
Японский индекс Nikkei 225 показал рекордный прирост за год 17:40 · 0
В «БКС Мир инвестиций» назвали 5 акций для активных трейдеров на апрель 15:58 · 0
ЦБ продлил запрет для недружественных инвесторов на вывод денег за рубеж 15:37 · 0
Первые торги акциями «Европлана» на Мосбирже начались ростом на 22% 15:14 · 0
«Сбер»: максимальные ставки по вкладам доступны теперь для пенсионеров 14:13 · 0
Акции Reddit обвалились на 24% после четырехдневного ралли 14:12 · 0
Почему центробанки продолжают закупаться золотом и что будет с ценами
Страх против жадности: кого криптотрейдинг приводит к долгам и апатии
<p>Глава Nvidia Дженсен Хуанг</p>
Какие компании больше всех выиграли от ИИ-безумия — The Economist
«ВТБ Мои Инвестиции» включили в топ-10 акций «Позитив» и «Ростелеком» 12:17 · 0
Первый квартал стал рекордным для индекса S&P 500 за 5 лет 10:43 · 0
Совокупный убыток СПБ Биржи сократился почти вчетверо в 2023 году 10:23 · 0
Doge, Pepe и быстрое обогащение: почему «выстрелили» мемкоины
Крипта от Telegram: почему популярность детища Дурова стремительно растет