Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
Цена на нефть Brent упала ниже $76 за баррель впервые за почти год 08 дек, 18:58 · 0
«Неквалы» с марта могут получить доступ к части иностранных бумаг 08 дек, 18:15 · 0
CNBC: Только 1% инвесторов решили сократить портфели в 2023 году 08 дек, 17:08 · 0
Совет директоров ТГК-1 рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2021 год 08 дек, 16:17 · 0
Нуриэль Рубини предсказал обвал S&P500 на 25% в условиях сильной рецесии 08 дек, 15:33 · 0
«Трещина в финансовой системе»: насколько велики риски мировой рецессии
В Минфине спрогнозировали рост спроса инвесторов на золото в 10 раз 08 дек, 12:05 · 0
Мосбиржа ожидает роста объема долгового рынка выше ₽40 трлн в 2023 году 08 дек, 11:56 · 0
Минфин предложил вернуть иностранцам право на получение купонов по ОФЗ 08 дек, 11:16 · 0
Нью-Йоркская фондовая биржа начала процедуру делистинга расписок «Мечела» 08 дек, 11:06 · 0
Сбербанк сообщил о росте чистой прибыли на 22% год к году в ноябре 08 дек, 10:52 · 0
Чем Россия ответит на потолок цен на нефть и как это повлияет на рынок
Рэй Далио предсказал падение рынка акций США на фоне роста ставок ФРС 08 дек, 09:59 · 0
Как дефицит бюджета отразится на инфляции и экономике России в 2023 году
Академия·
0
0

Как попасть на биржу? Все о листинге ценных бумаг

Разместить свои ценные бумаги на бирже для эмитента — одна из основных задач. Однако попасть на респектабельную площадку может оказаться не так просто. Разбираемся с экспертами, что такое листинг и для чего он нужен
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В этой статье:

  1. Что это
  2. Цели и задачи
  3. Преимущества и недостатки
  4. Уровни
  5. Виды
  6. Как это происходит
  7. Что такое делистинг

Что такое листинг

Листинг   — это процесс добавления ценной бумаги  к торговле на определенной площадке. То есть буквально внесение ее в список активов, которые можно приобрести на бирже. Процедура и требования к бумагам зависят как от отдельной площадки, так и от типа актива. Но есть общие этапы и условия, а также законодательная база, которая регламентирует этот процесс.

Важно понимать, что листинг не означает автоматически эмиссию новых ценных бумаг. Это всего лишь «зачисление» активов в списки продаваемых на конкретной бирже. В России листинг регулируется Федеральным законом № 39 «О рынке ценных бумаг».

Цели и задачи листинга на бирже

Для компании вывести свои бумаги для продажи на бирже — эффективный шаг для привлечения капитала и частных инвесторов в бизнес. Однако самой бирже важно допускать до котирования только тех эмитентов  , в чьей добросовестности она уверена. Именно для этого проводится процедура листинга.

Ее основные задачи:

  • разработка и поддержание единого стандарта для эмитентов и ценных бумаг;
  • создание безопасной торговой среды как для инвесторов, так и для эмитентов;
  • уточнение надежности ценной бумаги;
  • формирование репутационных рамок для эмитентов.

Поскольку рынок ценных бумаг — это подвижная система, то одного допуска к торговле мало для обеспечения достаточной прозрачности и уровня доверия к площадке. Биржа  может инициировать процедуру делистинга  , который необходим, если ценные бумаги демонстрируют низкую востребованность или эмитент перестает соответствовать критериям.

«Основная задача листинга ­– проинформировать инвесторов при принятии инвестиционных решений о качестве, надежности и публичности эмитента», — рассказали в пресс-службе Мосбиржи.

Основная задача листинга ­— проинформировать инвесторов о качестве, надежности и публичности эмитента
Основная задача листинга ­— проинформировать инвесторов о качестве, надежности и публичности эмитента (Фото: Shutterstock)

Плюсы и минусы листинга

Выходя на биржу, компания должна понимать, что у листинга есть не только плюсы, но и минусы.

К положительным сторонам листинга относят:

  • возможность привлечь дополнительный капитал для укрупнения бизнеса;
  • репутационные преимущества;
  • потенциальные налоговые льготы;
  • появление высокой ликвидности для акций.

Однако стоит отметить недостатки, которые есть у этого процесса:

  • высокая стоимость самого листинга и сопутствующих трат;
  • требование полной прозрачности финансовой отчетности компании;
  • репутационные риски в случае делистинга или непрохождения листинга и попадания в предлистинговый список;
  • возможная потеря фокуса у менеджмента, когда требуется подготовить документы и организацию компании для листинга.

Что такое IPO: как компания выходит на биржу
IPO , Стартап , Акции , NYSE , Мосбиржа
Фото:uforms.ru для РБК Quote

Уровни листинга

Список требований для прохождения листинга у каждой биржи довольно объемный. Не каждая компания может соответствовать абсолютно всем критериям. Поэтому биржи устанавливают несколько уровней допуска, которые фактически выступают в роли градации ликвидности  и надежности бумаги и эмитента. На сайте Мосбиржи можно посмотреть, сколько бумаг входит в тот или иной уровень.

  • Первый уровень — к нему допускаются самые стабильные и ликвидные ценные бумаги. В России такие активы предлагают крупнейшие эмитенты, такие как «Газпром», ЛУКОЙЛ, Сбербанк, АЛРОСА и другие.
  • Второй уровень — эмитенты поменьше, при этом надежность бумаг все равно довольно высокая, а вот ликвидность уже меньше. В этом уровне можно встретить «Аптечную сеть 36,6», КАМАЗ и другие.
  • Третий уровень — это не котировальный список. Здесь к бумаге предъявляются самые базовые требования в соответствии с российским законодательством. При этом биржа не готова ручаться за надежность этих бумаг. Нередко эмитенты попадают сначала на третий уровень, но когда компания доказывает, что отвечает остальным требованиям, бумага перемещается на уровень выше.

Биржи устанавливают несколько уровней допуска, которые выступают в роли градации ликвидности и надежности бумаги и эмитента
Биржи устанавливают несколько уровней допуска, которые выступают в роли градации ликвидности и надежности бумаги и эмитента (Фото: Shutterstock)

В пресс-службе Мосбиржи пояснили, что важным фактором включения в первый и второй уровни листинга являются требования к корпоративному управлению, то есть прозрачности, эффективности и предсказуемости процессов управления компанией. «Среди требований: наличие независимых директоров в советах директоров, наличие комитетов по аудиту, вознаграждениям и номинациям, корпоративного секретаря, утвержденной дивидендной политики, а также отдельного подразделения по внутреннему аудиту и соответствующей утвержденной политики», — поясняет площадка.

На третьем уровне листинга требований к компаниям намного меньше. В частности, нет обязательств по корпоративному управлению. Но раскрытие информации для инвесторов в любом случае обязательно. На Мосбирже на третий уровень листинга не распространяются требования по ликвидности бумаг и наличию маркетмейкера для поддержания уровня листинга. Тогда как наличие маркетмейкера и поддержание ликвидности являются обязательными условиями для первого и второго уровней.

Фондовая биржа: что это, как работает и как на ней зарабатывать
Мосбиржа , СПб Биржа , NYSE , NASDAQ , Акции
Фото:Shutterstock

Виды листинга

Для обозначения того, какие намерения есть у компании в связи с бумагой, приняты обозначения видов листингов. По одному термину можно понять, какие перспективы у конкретного актива.

  • Первичный листинг ценной бумаги означает первое размещение на региональной бирже, например на Московской или Санкт-Петербургской. Компания только эмитировала ценную бумагу и решила вывести ее на торговую площадку.
  • Вторичный листинг подразумевает расширение зоны торговли ценной бумагой. Такой актив уже отобрали для локальной площадки, как требует закон, и далее последует листинг на иностранной бирже.
  • Специальный листинг, напротив, обозначает ограниченное распространение ценной бумаги. Он требуется для особых активов, например тех, которые будут доступны к покупке только определенной категории инвесторов.

Отличают также и механизм проведения этой процедуры, которая включает в себя взаимодействие разных участников.

  • Прямой листинг направлен на внесение актива в списки одной биржи.
  • Двойной листинг осуществляется, когда компания размещается последовательно на разных биржах, которые друг с другом при этом не взаимодействуют.
  • Кросс-листинг, напротив, означает, что у бирж есть договоренности по упрощению процедур, и если компания хочет котироваться на них, она может пройти листинг сначала на одной площадке, а потом на другой уже по укороченной схеме.
  • Депозитарный листинг допускает до котирования на бирже расписки на ценные бумаги иностранных компаний. Фактически это сертификат на владение активом, который котируется на бирже в другой стране. Но купить его можно на отечественной площадке.

Выходя на биржу, компания должна понимать, что у листинга есть не только плюсы, но и минусы
Выходя на биржу, компания должна понимать, что у листинга есть не только плюсы, но и минусы (Фото: Shutterstock)

Процедура листинга

Регламент включения ценных бумаг в список котировок у каждой биржи индивидуальный, но в общем случае компания проходит несколько этапов:

  • подача заявления, к которому прикладываются документы, подтверждающие, что и компания, и ценные бумаги соответствуют требованиям площадки;
  • раскрытие информации о финансовой деятельности компании;
  • проверка ценных бумаг;
  • комиссия, на которой выносится решение о допуске актива до определенного уровня;
  • непосредственный листинг с подписанием договора с компанией.

«На Московской бирже компании нужно пройти всего три этапа, — говорит Владислав Цыплаков, директор по инвестиционно-банковской деятельности BCS Global Markets. — Это так называемый KYC (know your client) — фактически знакомство биржи с эмитентом и его бизнесом, прелистинг (не обязательный, но рекомендуемый биржей этап, позволяющий проработать все детали финальной заявки), когда эмитент предоставляет все необходимые документы (проекты документов), подтверждающие соблюдение критериев листинга, и сам листинг — завершение процесса, в ходе которого биржей принимается окончательное решение о включении ценных бумаг в список инструментов, допущенных к торгам».

По его словам, сроки выхода на биржу могут варьироваться и зависят в основном от готовности документации самого эмитента. В среднем это может занимать полтора-два месяца.

Требования к компании-эмитенту могут быть разными в зависимости от площадки
Требования к компании-эмитенту могут быть разными в зависимости от площадки (Фото: Shutterstock)

С точки зрения сроков многое зависит от скорости работы самого эмитента (подготовка документов, презентаций, ответы на дополнительные вопросы биржи по документам), но в среднем можно говорить о полутора-двух месяцах на все этапы.

Требования к компании-эмитенту могут быть разными в зависимости от площадки, но, как правило, они включают:

  • соответствие всем требованиям законодательства страны;
  • регистрацию выпуска;
  • определенный объем эмиссии, который для каждого уровня может быть свой;
  • номинальную стоимость ценной бумаги;
  • сроки деятельности компании: для какого-то уровня может быть потребоваться не менее трех лет, а где-то хватит и года;
  • раскрытие отчетности за определенный период;
  • информацию по убыткам, дефолту и другим негативным событиям;
  • кредитный рейтинг;
  • обеспечение эмиссии.

Важно учитывать и расходы на листинг со стороны эмитента. Часто выход на листинг сопровождается и проведением IPO. В таком случае общая стоимость процесса может достигать и сотни миллионов рублей, считает Цыплаков. «Если говорить конкретно про листинг, то основной расходной составляющей будет работа сопровождающей процесс юридической фирмы, а также затраты, связанные c рассмотрением заявки биржей, созданием системы корпоративного управления (наем независимых директоров и дополнительных штатных сотрудников), системы раскрытия информации (IR-раздел корпоративного сайта и его сопровождение, работа со сторонними серверами раскрытия информации и т. д.), подготовка аудированной отчетности, которая требует привлечения сторонних специалистов», — подчеркнул эксперт.

Эмитент: кто он такой и как ему доверять
Эмитент , Акции , Инвестиции
Фото:Shutterstock

Делистинг

Рынок допускает и вывод ценных бумаг из котировальных списков биржи. Происходить это может по разным причинам и не обязательно драматичным. Например, если срок действия актива подошел к концу. Однако нередко происходит и принудительный делистинг. Это требуется в случае, если компания-эмитент обанкротилась или перестала соответствовать требованиям биржи.

Случаются ситуации, когда эмитент сам отзывает свои бумаги с биржи. «Такое решение принимается общим собранием акционеров, — рассказали в пресс-службе Мосбиржи. — Должно быть получено одобрение акционеров и проведены все процедуры, направленные на защиту прав инвесторов, в частности проведен выкуп ценных бумаг. Такое заявление может быть удовлетворено биржей».

Биржа в свою очередь может отказать в делистинге. Это важно для соблюдения прав инвесторов. В таких случаях, даже отказав в делистинге, биржа снижает уровень листинга или включает в сектор компаний повышенного инвестиционного риска. «Такие действия однозначно сигнализируют рынку об ухудшении качества эмитента или его ценных бумаг. Важно, что у инвесторов все равно будет возможность совершать операции с такими бумагами», — уверяют на Мосбирже.

Что делать в случае, если ценная бумага, которой вы владеете, покинула биржу, читайте в отдельном материале.

Рекомендуем наш аккаунт в сети «ВКонтакте» — оперативный контент об инвестициях, много видео и полезных лайфхаков

Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Исключение ценных бумаг из списка ценных бумаг, допущенных к торгам (котировального списка биржи) по инициативе компании-эмитента или в связи с дефолтом эмитента. После делистинга ценные бумаги этого эмитента могут торговаться только на внебиржевом рынке, а капитализация компании не может быть рассчитана. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Регламентированный рынок, где встречаются продавцы и покупатели, торгующие различными активами: акциями, облигациями, валютой, фьючерсами, товарами. Стать участником торгов на бирже может каждый – для этого нужно открыть брокерский счет. Каждая сделка заключается по рыночной цене, совершается практически мгновенно, а также регистрируется и контролируется. Подробнее Процедура включения ценной бумаги в список торгуемых на бирже активов.