Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
Акции Nike взлетели на 13% после публикации финансового отчета 12:53 Акционеры «Русала» проголосовали против смены названия на Al+ 12:42 Microsoft предустановит в Windows 11 конкурента Slack 11:49 Брокер Robinhood перенес IPO из-за проблем с финансовыми властями США 11:41 Крупнейшая грузовая авиакомпания РФ может выйти на рынок облигаций 11:34 Panasonic продал все принадлежавшие ему акции Tesla за $3,6 млрд 11:26 Акционеры «Газпрома» утвердили дивиденды и выбрали совет директоров 11:18 Instagram тестирует новую функцию для публикации фото с ПК 10:52 Amazon выходит на зарождающийся рынок подкастов 10:41 Стоимость азиатского провайдера Princeton может вырасти до $2 млрд 10:25 Twilio и Asana первыми проведут листинг на долгосрочной фондовой бирже 09:59 Акционеры Toshiba отстранили от должности председателя правления 09:34 25 июня: главное, что нужно знать до старта торгов 09:00 Китайские компании пытаются выйти на мировые рынки, используя Евро-2020 08:50
Интервью ,  
0 

Управляющий партнер iTech Capital — РБК: «Новая жизнь Aviasales в IPO»

Пандемия сильно ударила по туризму. Но инвесторы все равно верят в отрасль. Управляющий партнер фонда iTech Capital Глеб Давидюк рассказал «РБК Инвестициям» об IPO Aviasales и объяснил, почему у индустрии есть потенциал
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

По оценке ООН глобальный ущерб туристической индустрии в 2020 году составил $935 млрд. Однако в отличие от традиционных гостиниц и ресторанов, сервисы организации путешествий пострадали меньше и даже сумели найти новые ниши. По крайней мере инвесторы в них верят. Это доказало успешное IPO Airbnb.

В скором времени на биржу собирается тревел-агрегатор российского происхождения Aviasales. В интервью «РБК Инвестициям» портфельный инвестор сервиса и управляющий партнер фонда iTech Capital Глеб Давидюк рассказал, почему у индустрии путешествий есть потенциал.

Ходят слухи, что Aviasales несколько лет собирается на биржу, но из-за пандемии размещение отложили. Это правда?

Пандемию Aviasales пережила очень хорошо. Более того, россияне оказались одной из самых летающих, а, точнее, второй после китайцев летающей нацией в мире в 2020 году. Мы перевыполнили все мыслимые и немыслимые прогнозы по количеству бронирований и по финансовым метрикам этого бизнеса, несмотря на локдауны в первой половине года. Ровно поэтому мы уже в начале года действительно серьезным образом задумались о том, чтобы выходить на публичный рынок, и, если хотите, давать компании новую жизнь и новую кровь.

 

А вас как инвестора в принципе интересует индустрия путешествий? В этой сфере есть коммерческий потенциал?

Безусловно, как IT-инвестор я не смотрю на традиционные индустрии, связанные с оффлайном, но мне интересны проекты, которые предполагают переход бизнеса в онлайн. Я сам очень люблю путешествовать, и в тревеле есть много областей, которые в последнее время начинают набирать рост. Гиды, онлайн-услуги разного рода, которые связаны с системами бронирования и с организацией перелетов. Активно развивается блок продуктов вокруг отельного бизнеса.

Говоря про отельный бизнес, вы имеете ввиду IPO Airbnb?

В тревел так или иначе, и в Airbnb в частности, одним из компонентов будущего успеха была история про то, что ребята строят экосистему, и делают они это лучше, чем другие. Очень модное слово «экосистема». Но, тем не менее, в тревеле она тоже бывает. Вы путешествуете, вы ночуете, вы питаетесь, вы развлекаетесь. И поэтому в этом контексте любое из направлений можно разворачивать глубоко, далеко и широко. И, мне кажется, в Aviasales это делать чуть легче, чем в Airbnb, потому что все-таки любой турист или путешественник сначала покупает авиабилет, а уже потом выбирает гостиницу.

При условии, что он вообще куда-то летит. Да, возможно, в пандемию онлайн-тревел сервисы пострадали меньше традиционных, но пострадали. Новые локдауны не являются рисками при размещении?

Поскольку мы не говорим о размещении завтра, мы все-таки говорим о каком-то горизонте планирования, в контексте пандемии, я искренне надеюсь на то, что типичный тревел, который мы любили, путешествия, которые мы любили всегда, вернутся в нормальное русло. И россияне в том числе не будут ограничены каким-то списком стран с каким-то политическим акцентом. Рано или поздно весь мир опять полетит. И, безусловно, к этому моменту надо быть готовым. И вот тот пандемийный год, который был в компании Aviasales, компания очень хорошо потратила с точки зрения подготовки к тому моменту, когда границы целиком и полностью откроются.

Aviasales все же остается игроком локального рынка. Какие точки роста вы видите для проекта: международная экспансия или что-то еще?

Aviasales традиционно ориентируется на русскоговорящую аудиторию, но в год до пандемии компания вышла на девять новых рынков. И в этом году Aviasales смотрит на совсем новые направления и с точки зрения лингвистической группы, и с точки зрения географии. К моменту размещения, я надеюсь, компания будет по-настоящему глобальной, несмотря на то, что мы уже находимся на третьем месте по размеру бизнеса в мире. Компания вышла в b2b-сегмент. b2b — совершенно не паханая поляна, огромный потенциал роста.

Мне кажется в России этот сегмент сейчас тоже очень активно осваивают. Очень конкурентная среда...

На сегодняшний день рынок бизнес-путешествий по-прежнему работает с серьезной наценкой к транспорту и проживанию. Если в вашей компании задумываются о том, как не переплачивать на 10-30% от стоимости всего путешествия ваших сотрудников, то вам точно стоит обратить внимание на продукты компании Aviasales в сегменте b2b.

Оптимизм Глеба Давидюка, однако, разделяют не все. Например, Ярослав Кабаков, директор по стратегии «Финама», считает, что несмотря на все, размещение IPO Aviasales может столкнуться с рядом проблем:

«Потенциальный выход Aviasales на биржу многими инвесторами будет в текущих условиях воспринят на ура. Вполне можно указать неплохую оценку и перспективы роста в период восстановления авиасообщения, и отложенный спрос на путешествия вполне способен поддержать оценку в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе компания может столкнуться с рядом проблем. Примером могут служить непростые взаимоотношения с «Аэрофлотом». Авиакомпании стремятся снижать затраты, развивая свои цифровые каналы продаж, а конкуренция с быстроразвивающимися экосистемами банков может и вовсе не оставить ей пространства для роста».

15 июня пройдет очередная встреча «Клуба инвесторов» РБК Pro. Вместе Глебом Давидюком, сооснователем и управляющим партнером группы фондов iTech Capital, обсудим:

  • Какой стартап может привлечь инвестора?
  • Стоит ли вкладываться в криптовалюты?
  • Зачем фондам спешить с выводом компаний на биржу?

Регистрация доступна по ссылке. Участие доступно только подписчикам РБК Pro. Первые два месяца подписка стоит символический 1 рубль.