Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
Китайский энергетический кризис может нарушить поставки техники Apple 21:05 Власти США вновь усиливают контроль над SPAC-компаниями 20:43 Женатые мужчины старше 45 лет оказались склонны к панике на рынке 20:37 Бигтехи потеряли более $200 млрд на открытии торгов в США 20:01 MMO New World от Amazon в день выхода обогнала по посещаемости CS:GO 19:29 Toyota впервые за 30 лет проведет сплит акций 19:11 Стратегия «60/40» приносит убытки. Что с ней не так? 19:08 GM планирует создать новый электрофургон для доставки грузов 18:29 Китайский автопроизводитель Geely выходит на рынок смартфонов 18:21 Нефть может вырасти до $100 за баррель. Какие акции выиграют? 18:15 Mastercard запустит новую программу кредитов 18:09 BlackRock возвращается на китайский фондовый рынок 17:51 BASF сократила производство аммиака в Германии и Бельгии из-за цен на газ 17:42 Опционы и фьючерсы: как пройти тестирование инвесторов на эти темы 17:33
Что это значит ,  
0 

Инвесторы говорят про FOMO и YOLO. Что это вообще такое?

В социальных сетях рождается особый язык, который позже распространяется на реальную жизнь и финансовый мир. Разбираемся, что такое FOMO- и YOLO-мышление и чем оно опасно для инвестиций
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Миллениалы и зумеры устанавливают новые правила жизни в самых разных сферах, и инвестиций это тоже касается. С начала 2010-х в соцсетях англоговорящих стран появились новые акронимы (сокращения), придуманные молодым поколением, — FOMO и YOLO.

Изначально они к финансам отношения не имели. Оба выражения передают эмоциональные состояния, когда поведение человека основано на каком-то импульсе, а не на доводах разума.

FOMO — сокращение от Fear of Missing Out (англ. — «страх упущенной выгоды»). Используется в соответствии с прямым значением этого выражения — в ситуациях, когда страх упустить возможности, какие-либо ценные ресурсы становится причиной определенных действий.

YOLO — сокращение от You Only Live Once (англ. — «живем только раз»). Применяется, когда человек действует в соответствии с потребностью получить желаемое прямо сейчас, не откладывая это на будущее, даже если позже это нечто будет обладать большей ценностью.

Изначально акронимы стали популярны в англоязычных Twitter и Facebook. FOMO и YOLO чаще использовались в качестве хештегов, чтобы выразить свое мнение по поводу различных ситуаций — от отношения к работе до жизненной философии.

Если YOLO распространен среди юной аудитории соцсетей и употребляется в более позитивном контексте, то FOMO чаще используется возрастными пользователями интернета и отражает тревожное состояние и необходимость сложного выбора.

YOLO, FOMO и деньги

Оба выражения со временем распространились на мир инвестиций и финансов. Деньги сами по себе и как средство получения других благ зачастую смешаны с эмоциями и нерациональными желаниями — поэтому такие сложные психологические состояния стало удобно описывать лаконичными YOLO и FOMO.

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Миллениалы не слишком заботятся о своем будущем, предпочитая использовать ресурсы в настоящем. Примерно у 66% работающих миллениалов нет сбережений ко времени выхода на пенсию, они не тратят и не откладывают деньги на квартиры, предпочитая арендовать. Поэтому только у 47% из них к пенсии будет свое жилье, подсчитали в исследовательской организации The Resolution Foundation.

Это одновременно и YOLO, и FOMO-эффект: они живут сегодняшним днем, поэтому все тратят (YOLO); делают они так потому, что боятся пропустить все те блага, которые можно получить за деньги (FOMO).

В мире инвестиций FOMO- и YOLO-эффекты работают аналогичным образом. Когда инвестор принимает решение о вложениях на основе эмоций — на фоне не обеспеченного фундаментальными показателями роста акций, медийной популярности компании или ее первых лиц, то действует из страха остаться в стороне, пока другие получают прибыль, — это FOMO.

Если человек, заработав на фондовом рынке, не реинвестирует свои средства, а тратит на дорогие и, возможно, ненужные вещи, — это YOLO.

Одним из ярких примеров FOMO-эффекта может стать покупка биткоина сейчас, когда он достиг рекордной для себя стоимости и спрос на него очень высок. Еще один пример YOLO в инвестировании — приход на фондовый рынок  в прошлом году большого количества игроков, делавших ставки на спорт. Оставшиеся без такой возможности из-за карантинных ограничений, когда проведение спортивных турниров весной и летом 2020 года было под запретом, они открыли для себя биржу.

Ставочник Дэйв Портной стал звездой Уолл-стрит. Сделал из трейдинга шоу
Дэйв Портной , Акции , Инвестиции , Трейдинг
Фото:Paras Griffin / Getty Images

Несмотря на то что многие из них не обладали достаточными знаниями о фондовом рынке, они начали инвестировать, не думая о последствиях.

Отражением этих процессов является финтех Robinhood, который зафиксировал появление более 3 млн новых аккаунтов за время пандемии. Большинство из этих инвесторов были новичками на бирже, поэтому позже, когда они потеряли деньги и столкнулись со сложностями при использовании приложения, на стартап посыпались жалобы и штрафы от SEC.

«Лучше не суетиться». Частные инвесторы о том, как пережить падение рынка
ETF , Личный опыт , Коронавирус , Акции , Облигации
Фото:ImageFlow / shutterstock

Финансовый консультант Владимир Верещак рассказывает, что встречается в своей практике с FOMO-эффектом у клиентов. Чаще всего это открытие брокерских счетов «на стороне» (о которых консультант не знает), жалобы на слишком сильный контроль с его стороны, чрезмерная диверсификация  или, наоборот, концентрация в активах сомнительного качества.

«Американские тинейджеры просто не знают, что русские живут так испокон веков. Только у нас это «авось» называется. Обыкновенный русский авось. Вот как объяснить русскому человеку необходимость личного финансового планирования, формирования собственного капитала и управления им? Это крайне трудно», — говорит Владимир Верещак.

По его словам, клиенты довольно часто нарушают согласованный ранее личный финансовый план, так как им хочется попробовать себя в трейдинге и рискованных активах. Новости об успехах в криптовалютах, сделках с IPO или отдельных акциях вызывают у них желание присоединиться к этому процессу, так как кажется, что «нечто большое» проходит мимо, говорит Верещак.

Жертвы FOMO и YOLO: кто они?

Оба этих принципа могут быть опасны для личных финансов и инвестиций. Финансовый консультант Наталья Смирнова считает, что FOMO и YOLO приводят к неконтролируемому потреблению и отсутствию инвестиций и сбережений на черный день.

В России они актуальны исторически: их провоцирует боязнь потерять сбережения из-за инфляции, дефолта  , масштабного кризиса, череды банкротств, денежных реформ, национализации, взыскания из-за долгов по бизнесу, революций и прочих экономических потрясений, отмечает финансовый консультант.

Каким будет курс доллара в 2021 году: упадет до ₽65 или снова взлетит?
Рубль , Доллар , Евро
Фото:Станислав Красильников / ТАСС

При этом в стране такое поведение характерно не только для миллениалов, но и для всех тех, кто в осознанном возрасте потерял свои сбережения в период перестройки, денежных реформ, дефолта 1998-го, банковского кризиса 2004-го, кризиса 2008-го.

Эти люди считают, что лучше успеть насладиться деньгами сейчас, чем отложить их и потом потерять, говорит Наталья Смирнова. Усиливать такие эмоциональные шаги может любой негативный опыт — от неудачных инвестиций в новостройку до банального мошенничества.

По словам Смирновой, FOMO и YOLO чаще всего проявляется у людей, склонных к инфантильности, и тех, кто не зарабатывает самостоятельно: богатых наследников, жен или мужей обеспеченных супругов.

Обобщенный портрет последователя принципов FOMO и YOLO, по мнению Натальи Смирновой, может обладать следующими характеристиками:

  • по характеру — такой человек либо инфантилен и привык, что все решают за него, либо это фаталист, который отдает себя в руки судьбы. Также это может быть человек со скромными запросами на жизнь, поэтому ему не приходится копить; оторванный от жизни мечтатель; незрелая с точки зрения жизненного опыта личность; сломленный человек, кому неинтересно думать о будущем;
  • по возрасту — молодежь без детей или одинокие люди в трудоспособном возрасте, на которых внезапно свалились большие деньги (резкий карьерный взлет, наследство, удачный брак, внезапно взлетевший бизнес, неожиданная популярность и т. д.);
  • по профессии — творческие люди (блогеры, артисты, шоумены, стартаперы). Те, кто способен быстро чем-то загореться и быстро остыть.

Финансовый консультант Игорь Файнман добавляет, что фактор возраста в необдуманных финансовых решениях играет важную роль. Еще несколько лет назад инвестициями занимались люди, строго оценивавшие эмитента  , проводившие фундаментальный анализ и только после этого принимавшие решение о покупке актива.

Илон Маск стал богатейшим человеком мира. Теперь у него больше $188 млрд
Tesla , Илон Маск , США
Фото:Getty Images

Сейчас молодые инвесторы с синдромом упущенной выгоды (FOMO) покупают акции Tesla не из-за дивидендов, а потому что «Маск прикольный», говорит он. Это приводит к тому, что меняется философия фондового рынка, бурный рост компании получают на хайпе, а не из-за реальных финансовых результатов.

Как защититься от FOMO- и YOLO-мышления?

Чтобы не стать жертвой FOMO и YOLO, нужно понимать свои жизненные потребности и стремиться к планированию будущего, советуют финансовые консультанты.

«Чтобы спокойно заниматься творчеством, проектами, я подсчитала необходимый для этого пассивный доход. Дальше я подсчитала, какой объем капитала нужен, чтобы получать при умеренной инвестиционной стратегии необходимую сумму в год. Ну и далее — встала на путь накопления этого капитала. К инвестициям на будущее надо относиться именно как к вкладу в создание свободы, а не как к ее урезанию здесь и сейчас», — говорит Наталья Смирнова.

«Главные помощники в инвестициях — опыт и время. Так как YOLO и FOMO в основном подвержены молодые люди в возрасте 18–32 лет, то потерянные деньги и время научат их принимать решения не на эмоциональной волне или по рекомендациям из соцсетей, а с холодным рассудком, используя аналитические данные. Основной совет прост: перестать слушать инфошум и вести себя осознанно. Как в инвестициях, так и в жизни», — считает Игорь Файнман.

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

В ответ на усталость от крайностей YOLO и FOMO появился новый подход к жизни — JOMO (Joy of Missing Out) — «радость от упущенных возможностей». Он может быть и эмоциональной реакцией организма на выгорание после YOLO и FOMO, и более сбалансированным жизненным принципом. JOMO учит прислушиваться к себе и жить осознанно, поступая в соответствии со своими ценностями.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!».

Стратегия для снижения рисков инвестора, когда в инвестиционный портфель приобретаются разнообразные активы и независимые друг от друга биржевые инструменты. При правильной диверсификации общий риск инвестора будет уменьшаться, а потенциальная доходность — повышаться. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Фондовый рынок — это место, где происходит торговля акциями, облигациями, валютами и прочими активами. Понятие рынка затрагивает не только функцию передачи ценных бумаг, но и другие операции с ними, такие, как выпуск и налогообложение. Кроме того, он позволяет устанавливать справедливое ценообразование. Подробнее