Акции на хайпе ,  
0 

Онлайн-продажи и «облака». Как акции Alibaba подорожали на 360% за 5 лет

Alibaba давно перестал быть просто площадкой для розничных продаж в Китае. Она продает товары по всему миру и развивает облачные технологии, конкурируя с Amazon на глобальном рынке

Стоимость бумаг 3 января 2019 года: $130,6 за акцию

Стоимость 1 сентября 2020 года: $298 за акцию

Динамика: +128,2%

Причина роста: рост популярности интернет-магазинов, закрепление компании на облачном рынке

Перспективы: курс на развитие собственных технологий, восстановление китайской экономики, привычка населения покупать товары онлайн

Риски: трения Китая с США и Индией

Китайский интернет-гигант Alibaba основал бывший преподаватель английского языка Ма Юнь, или Джек Ма, как его называют в англоязычных СМИ. Он начал свой бизнес в 1999 году, позаимствовав название из сказки про Али-Бабу.

Вместе с друзьями он задумал Alibaba как площадку, где могли бы торговать малые и средние предприятия. Сейчас Alibaba — одна из крупнейших розничных онлайн-компаний, а собственный капитал Джека Ма составляет $48,9 млрд.

Помимо розничных продаж, Alibaba работает в сфере цифровых медиа, успешно развивает облачный бизнес и финтех-направление, инвестирует в технологии искусственного интеллекта и другие инновации.

В свободном обращении на бирже сейчас находится 99,73% всех акций Alibaba. Джеку Ма принадлежит 4,8% акций, а исполнительному вице-президенту Джозефу Цаю — 1,6%. В свои портфели бумаги Alibaba купили такие инвестиционные компании, как Vanguard Group и BlackRock.

За пять лет акции интернет-гиганта выросли на 360%, только за последние полтора года они прибавили около 130%. Индекс NYSE за то же время вырос на 17%.

Почему подорожали акции интернет-гиганта

Такого роста Alibaba добился отчасти благодаря быстрому подъему экономики Китая и увеличению доходов его жителей. Компания сумела уловить развивавшийся тренд на цифровизацию общества и развитие онлайн-продаж. За пять лет число активных покупателей розничных торговых площадок Alibaba увеличилось с 350 млн до 742 млн человек.

Совокупная выручка компании за это же время взлетела почти в шесть раз — до $71,99 млрд, а чистая прибыль — в пять раз, до $19,82 млрд. Рост прибыли в основном происходил за счет ключевого бизнеса, так как другие три подразделения компании пока генерируют убытки.

Особенно сильно тенденция к цифровизации проявилась во время пандемии коронавируса COVID-19. Из-за вынужденной самоизоляции через интернет-магазины начали покупать товары даже пожилые люди, ранее не следившие за развитием технологий. Alibaba также стал крупнейшим поставщиком облачных услуг в Китае.

В первом квартале — в самый разгар карантина в Китае — совокупная выручка компании увеличилась на 15,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до $16,1 млрд.

Чем занимается Alibaba

1. Ключевое направление деятельности Alibaba — торговые онлайн-площадки. На них приходится 84,6% выручки компании. Основные платформы для торговли — это Alibaba.com, AliExpress, Taobao и Tmall.

  • Alibaba.com — крупнейший сервис для онлайн-торговли в Китае. Он предназначен в основном для тех, кто хочет купить товары оптом;
  • на глобальной виртуальной торговой площадке AliExpress можно купить товары из Китая и других регионов, включая Россию и Европу. В отличие от оптовой площадки Alibaba, товары здесь продаются в розницу и мелким оптом;
  • онлайн-площадка Taobao очень похожа на eBay. Оба сайта работают по принципу потребитель-для-потребителя, но у Taobao есть филиал-ответвление Tmall, где свои товары потребителю продает бизнес.

У Alibaba есть также сеть продуктовых магазинов Freshippo; логистическая компания Cainiao; оптовый интернет-магазин 1688.com, который нацелен на внутренний рынок Китая, и приложение Lazada.com, предназначенное для покупки и продажи товаров в странах Юго-Восточной Азии.

На торговых онлайн-площадках Alibaba зарабатывает в основном на размещении рекламы и комиссиях, которые представляют собой небольшой процент от стоимости проданных товаров.

2. Облачный бизнес Alibaba, представленный Alibaba Cloud Intelligence, занимает самую большую долю азиатского облачного рынка. Успешно работает компания и за рубежом, конкурируя на мировом рынке с такими гигантами, как Amazon и Microsoft.

Облачное подразделение — одно из самых быстрорастущих в Alibaba. Во втором квартале выручка от облачных сервисов Alibaba выросла на 59% по сравнению с тем же периодом прошлого года, достигнув $1,75 млрд. Если в 2017 году доход от этого направления составлял 4,2% от совокупной выручки, то по итогам 2019 года показатель увеличился до 7,9%.

3. А вот доля подразделения «Цифровые медиа и развлечения» в общей выручке за это время наоборот сократилась с 9% до 5,3%. Этот бизнес представлен китайской кинокомпанией Alibaba Pictures Group. В направление также входят крупнейший в КНР видеохостинг Youku и компания-разработчик программного обеспечения UCWeb.

4. Четвертое направление бизнеса Alibaba — «Инновации и финтех». Сюда относятся электронная карта Amap, умная колонка Tmall Genie, компания Alibaba Health Information Technology, которая оказывает услуги по сбору и использованию медицинских данных, финтех-компания Ant Group.

Ant Group владеет крупнейшей в Китае платформой мобильных платежей Alipay, а также предоставляет услуги онлайн-банкинга, занимается кредитованием. В ближайшие несколько недель Ant Group планирует разместить свои акции на биржах Гонконга и Шанхая. Ожидается, что это IPO станет крупнейшим в мире.

Крупнейшее IPO в истории: финтех-дочка Alibaba оценила себя в $225 млрд
Ant Financial , Alibaba , Банки и финансы , IPO , Китай
Основатель Alibaba Джек Ма

Что дает преимущества Alibaba

Диверсификация. Alibaba представляет собой огромную экосистему, где каждая дочерняя компания хорошо интегрирована в общий бизнес. Такая диверсификация делает компанию более устойчивой к внешним шокам.

Сейчас внимание компании направлено на наиболее перспективное направление — облачное. В апреле Alibaba инвестировала в подразделение $28 млрд, увидев, что на фоне перехода компаний на удаленную работу резкое увеличился спрос на облачные хранилища и другие подобные технологии.

Рост китайской экономики. Экономика Китая по всем признакам уже оправилась от спада в первые три месяца 2020 года. Тогда ВВП рухнул на 6,8% в годовом сопоставлении. Уже во втором квартале он вырос на 3,2%, а Китай стал первой крупной экономикой, которая вернулась к росту после пандемии.

Переход населения на покупки онлайн. Вынужденная изоляция выработала у населения привычку покупать продукты и товары повседневного спроса через интернет. Услугами розничных сервисов Alibaba пользуются как в Китае, так и за рубежом. И хотя в других странах компания конкурирует с еще одним гигантом торговли — компанией Amazon — они «вполне успешно делят между собой глобальный рынок», пишет аналитик «Фридом Финанса» Евгений Миронюк.

Что сыграет против компании

Трения между Китаем и США. Сейчас основная проблема Alibaba — враждебные действия Вашингтона против китайских компаний. В августе президент США Дональд Трамп прямо сообщил, что США могут заблокировать деятельность Alibaba на своей территории.

«Политикам нужны эффектные шаги (накануне президентских выборов), и есть опасения, что последуют ограничения на бизнес Alibaba в США. Считаем, что на горизонте ближайшего квартала это не скажется значительно на финансовых показателях, но стратегически ограничит возможности экспансии на этот рынок, что замедлит рост выручки», — предупредил Миронюк.

Ухудшение отношений КНР с Индией. На днях Индия нанесла ощутимый удар по китайским IT-компаниям. Страна заблокировала доступ для своего населения к 118 китайским мобильным играм.

Индия — один из крупнейших потребителей игрового контента в мире, обрисовал положение аналитик «Фридом Финанса» Валерий Емельянов. К примеру, у мирового хита — многопользовательской онлайн-игры PUBG от китайского Tencent — в Индии 175 млн пользователей. Это четверть от всей аудитории игры в мире. Alibaba на этом фоне приостановила планы по расширению бизнеса в стране.

Конфликты с Индией и США замедляют экспансию Alibaba на мировой рынок. «Важнейшей задачей для Alibaba является расширение своего бизнеса за пределы регионов с уже достигнутыми высокими продажами, в частности на Запад. На домашнем же рынке, китайском, экспансия хоть и продолжается, но весьма ограниченно», — подвел итог Евгений Миронюк.

В США могут запретить Alibaba. Как это отразится на инвесторах
Alibaba , Ретейл , Санкции , США , Китай
Президент США Дональд Трамп

А что с акциями 

Управляющий партнер Exante Алексей Кириенко советует с осторожностью принимать решение о покупке акций Alibaba. «Покупка акций Alibaba — это, в первую очередь, ставка на перспективы роста экономики Китая, — пишет эксперт. — Однако последние месяцы наглядно показали, насколько США могут быть непредсказуемы и враждебны к китайскому бизнесу».

«Поэтому инвестору всегда стоит держать в уме возможность введения санкций, а также делистинг  компании с американской биржи», — предостерег Кириенко. Он напомнил, что сейчас на фондовых рынках надулся пузырь и все активы значительно перекуплены.

На осторожность также настраивают новости об ухудшении отношений между Индией и Китаем. В таких условиях Емельянов не рекомендует рассматривать покупку акций китайских IT-компаний (включая Alibaba) на срок менее года.

Изгоняя технологии: чем опасны для Китая новые санкции США
Китай , США , Высокие технологии

Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!» Документ, удостоверяющий имущественное право, который может покупаться и продаваться. Наиболее распространенные ценные бумаги акции, облигации и депозитарные расписки. Акция — удостоверяет долю участия в имуществе компании, включая долю в нераспределенной прибыли. Акции бывают обыкновенными и привилегированными. Обыкновенная акция наделяет владельца правом голоса на собрании акционеров компании, причем количество голосов пропорционально количеству акций. Привилегированная акция наделяет преимущественным правом на распределение прибыли, но не наделяет правом голоса на собрании акционеров. Облигация удостоверяет право на часть долга эмитента, который возник путем размещения этих облигаций. Часто акции и облигации торгуются на специальных торговых площадках — биржах (обращаются на биржах) и являются предметом инвестиций портфельных инвесторов. Исключение ценных бумаг из списка ценных бумаг, допущенных к торгам (котировального списка биржи) по инициативе компании-эмитента или в связи с дефолтом эмитента. После делистинга ценные бумаги этого эмитента могут торговаться только на внебиржевом рынке, а капитализация компании не может быть рассчитана.
Самые выгодные курсы валют всегда на бирже
ВТБ Мои Инвестиции
Надежное приложение от лучшего инвестиционного банка
Подробнее