0 

Эффект Netflix: как компания устроила революцию в индустрии развлечений

Из небольшого сервиса по продаже DVD-дисков по почте Netflix стал мировым лидером рынка стриминговых услуг. Компания снимает собственные фильмы и сериалы и конкурирует с крупнейшими киностудиями. Как ей это удалось?
Генеральный директор Netflix Рид Хастингс
Генеральный директор Netflix Рид Хастингс (Фото: Juan Naharro Gimenez / Getty Images)

Компания Netflix появилась в 1997 году в США после того, как Рид Хастингс и Марк Рэндольф решили опробовать модель продаж и аренды DVD-дисков через интернет. Идея пришла в голову Хастингсу после того, как ему пришлось заплатить штраф за видеокассету с фильмом «Аполлон-13», которую он не успел вовремя вернуть в сервис видеопроката Blockbuster. Шесть недель просрочки обошлись ему в $40, притом что обычная ставка за прокат видеокассеты составляла $4 за неделю.

Новый сервис должен был понравиться тем, кто не успевал вовремя дойти до видеопроката и сдать видеокассеты или жил вдали от крупных городов. Посмотреть каталог и заказать фильм можно было на сайте, а получать и возвращать диски — по почте. И конечно, компания не планировала брать штрафы за просрочку. В отличие от крупнейшей на тот момент сети видеопроката Blockbuster их магазин был задуман полностью виртуальным.

Необходимые для проигрывания дисков DVD-плееры тогда были очень дорогими, и мало кто мог их себе позволить. Но Хастингс и Рэндольф решили, что у нового формата отличные перспективы — со временем легкие и компактные DVD-диски смогут полностью заменить большие видеокассеты VHS с низким разрешением. Кроме того, диски намного дешевле отправлять по почте, чем объемные кассеты.

Первая штаб-квартира Netflix в Лос-Гатосе, Калифорния, США
Первая штаб-квартира Netflix в Лос-Гатосе, Калифорния, США (Фото: Coolcaesar / wikipedia.org)

Маленькие красные конверты

DVD-диски только появились на американском рынке, и Netflix первым запустил сайт для их проката и продажи, имея в штате всего 30 сотрудников. В онлайн-каталоге было 925 фильмов, что было почти полным списком всех выпущенных DVD на тот момент. В первый же день запуска в апреле 1998 года интернет-магазин не выдержал нагрузки из-за наплыва посетителей, но компании все равно удалось продать 150 дисков.

Доставка любого диска в почтовый ящик стоила всего $2, а для его возвращения к заказу прилагался специальный уже оплаченный конверт. Первоначально Netflix предлагал семидневный прокат DVD за $4, как за прокат обычной видеокассеты, при этом стоимость снижалась при аренде дополнительных дисков. Оплатить все услуги можно было кредитной картой на сайте. После заказа Netflix в течение нескольких дней присылал в почтовый ящик плотный красный конверт с желанным DVD-диском. Его можно было хранить дольше недели за дополнительную плату, а если фильм очень понравился, арендованный диск можно было выкупить со скидкой около 30% к цене каталога.

Почтовые конверты с DVD-дисками в штаб-квартире Netflix.com в Сан-Хосе, Калифорния, США, в 2002 году
Почтовые конверты с DVD-дисками в штаб-квартире Netflix.com в Сан-Хосе, Калифорния, США, в 2002 году (Фото: Justin Sullivan / Getty Images)

В 1999 году компания сменила модель оплаты — подписчики получили услугу заказа неограниченного количества дисков в месяц по почте за фиксированную месячную плату. Сейчас это назвали бы подпиской. За $15,95 в месяц можно было выбрать четыре DVD, а затем брать напрокат новый фильм после возвращения старого.

Идея оказалась успешной, и вскоре компанией заинтересовались крупные рекламодатели. Сначала Toshiba America предложила бесплатный прокат трех дисков от Netflix для покупателей своих новых DVD-плееров Toshiba. Вскоре аналогичные акции запустили Pioneer, Hewlett Packard, Apple и Sony. Продажи DVD-плееров начали расти, как и число подписчиков сервиса Netflix.

Генеральный директор Netflix Рид Хастингс​ сидит в тележке, полной готовых к отправке DVD-дисков 29 января 2002 года в Сан-Хосе, Калифорния, США
Генеральный директор Netflix Рид Хастингс​ сидит в тележке, полной готовых к отправке DVD-дисков 29 января 2002 года в Сан-Хосе, Калифорния, США (Фото: Justin Sullivan / Getty Images)

Отказались от миллионов Безоса

Вскоре после запуска компанию попытался купить основатель Amazon Джефф Безос. В то время Amazon считался крупнейшим онлайн-магазином по продаже книг, но уже начал расширять список товаров и планировал предоставлять музыкальные диски и DVD своим клиентам. По словам Рэндольфа, Безос предложил компании $14–16 млн.

Основатели Netflix отклонили предложение. Продавать диски на сайте они также перестали, так как конкурировать с гигантским магазином Amazon было слишком дорого. Все усилия компания направила на развитие проката и создание рекомендательной системы фильмов, основанной на истории поиска, рейтингах и отзывах пользователей. Параллельно с этим сервис пополнял фильмотеку, закупая права у киностудий. А для того чтобы ускорить доставку заказов, Netflix начал строить собственные распределительные центры по всей Америке.

Генеральный директор Netflix Рид Хастингс
Генеральный директор Netflix Рид Хастингс (Фото: Ximena Etchart / Getty Images)

IPO Netflix

Netflix провел IPO 23 мая 2002 года на бирже NASDAQ под тикером  NFLX. В этот день компания продала 5,5 млн бумаг по цене $15 за акцию. Первый торговый день бумаги завершили уже на уровне $16,75. Объем размещения составил $82,5 млн. После продажи бумаг на бирже их цена начала стремительно расти, поэтому в дальнейшем компания дважды дробила акции.

В течение первых нескольких лет существования Netflix нес значительные убытки, но уже в 2003 финансовом году компания сообщила о первой прибыли в $6,5 млн при выручке $272 млн.

Сервис Netflix для пользователей Великобритании
Сервис Netflix для пользователей Великобритании (Фото: Netflix)

Netflix ушел в интернет и начал снимать фильмы

К 2005 году Netflix каждый день отправлял по почте своим подписчикам 1 млн DVD-дисков. К этому моменту подписчиков было уже 6,5 млн. Развитие интернета и потокового видео позволило компании в 2007-м запустить новый потоковый сервис, который давал возможность пользователям смотреть телешоу и фильмы на компьютерах в любое удобное время. Несколько независимых кинопродюсеров разместили свой контент на сайте Netflix. Модель подписки была похожей — фиксированная плата в месяц за неограниченный просмотр фильмов и телешоу.

К моменту запуска сервиса можно было посмотреть около 1 тыс. фильмов и телешоу. Это был всего 1% по сравнению с более чем 100 тыс. различных DVD-дисков в онлайн-каталоге компании. Но по мере того как популярность услуги росла, количество доступных для потоковой передачи фильмов также увеличивалось.

Фото: Netflix
Фото: Netflix

Как Netflix работает сейчас

Пользователи сервиса могут смотреть сериалы, документальные и художественные фильмы в самых разных жанрах и на разных языках в 190 странах мира. Компания закупает не только чужой контент, но и производит собственный (телепередачи, фильмы и сериалы) и является одним из мировых лидеров среди стриминговых сервисов по количеству пользователей и доходам.

К началу апреля 2020 года число платных подписчиков увеличилось до 183 млн человек. Только за первые три месяца года их стало больше на 16 млн, так как из-за глобальной пандемии все больше людей оставались дома и смотрели Netflix.

Netflix , Финансовая отчетность , Капитализация , Коронавирус , Акции
Netflix сообщил о 16 млн новых подписчиков. От акций ждут роста до $580
Фото: stockcatalog / flickr.com

Netflix входит в пятерку самых крупных технологических компаний FAANG: Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Alphabet. Акции FAANG известны впечатляющим ростом, который они показали в последние годы. В частности, за последние пять лет капитализация Netflix выросла в пять раз и продолжает увеличиваться. 19 мая цена акций Netflix установили исторический рекорд на отметке $458,97 за бумагу. С начала года акции выросли на 33%.

Большинство опрошенных Refinitiv экспертов позитивно оценивает перспективы компании: 28 аналитиков рекомендует покупку акций, десять — советуют держать бумаги в портфеле, а пятеро — продавать. Консенсус-прогноз Refinitiv составляет $455 за бумагу в течение 12 месяцев.

В Bank of America ожидают повышения цены до $525 в перспективе года, в BMO Capital Markets и Guggenheim ждут роста до $500, а в Cowen — до $485.

Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Сокращенное обозначение ценной бумаги, товара или валюты, торгующейся на бирже. Тикер акции, как правило, состоит из нескольких букв, взятых из названия компании. Реже (в основном на азиатских биржах) тикер акции может состоять из цифр. Тикер облигации обычно содержит цифры, передающие некоторые сведения о ценной бумаге. Тикеры валют стандартизированы и состоят из трех букв. Первые две буквы соответствуют домену страны, а третья буква — первая буква в названии валюты (например, RUR — это российский рубль, а USD — доллар США)
Самые выгодные курсы валют всегда на бирже
Если не знаете, с чего начать, начните с ПИФа
Подробнее