Истории компаний ,  
0 

Сирена в короне: как сеть Starbucks сделала кофе жизненной необходимостью

Кофейни Starbucks стали частью повседневной жизни многих людей. Как маленький магазин по продаже зерен превратился в крупнейшую кофейную сеть и почему символом Starbucks стало мифологическое существо с двумя хвостами?
Фото: Starbucks
Фото: Starbucks

Морские традиции первых торговцев кофе

Компания Starbucks сейчас стала для многих людей синонимом слова «кофе». Однако 50 лет назад это было не так. В 1971 году три любителя кофе решили открыть маленький магазин по продаже кофейных зерен собственной обжарки в городе Сиэтле. Учитель английского языка Джерри Болдуин, учитель истории Зев Зигл и писатель Гордон Боукер дали название своему магазину в честь персонажа книги «Моби Дик» Старбека, который очень любил кофе.

Книга о морских приключениях вдохновила их на создание логотипа с морской сиреной — коварным мифологическим существом, завораживающим моряков своей красотой и пением. Интерьер магазина напоминал о морской романтике и традициях первых торговцев кофейными зернами.

Сначала компания состояла лишь из одного магазина в Сиэтле, который продавал кофе, оборудование для его обжарки и варки своим посетителям, а также городским ресторанам и кафе. Starbucks привозил кофейные зерна с ферм в Латинской Америке, Африке и Азии. К 1980 году магазинов было уже шесть, и компания совершенно не планировала заниматься другими бизнес-направлениями.

Фото: Starbucks
Фото: Starbucks

Все изменилось благодаря Говарду Шульцу

В 1982 году в компанию, которая по-прежнему торговала только зерновым кофе и оборудованием, устроился Говард Шульц. До этого он работал в Xerox и в шведской компании, которая производила кофеварки Hammarplast. После поездки в Италию он загорелся мечтой запустить собственную сеть кофеен, так как был очарован традиционными итальянскими эспрессо-барами. Шульц убедил основателей Starbucks протестировать концепцию кофейни в одном из магазинов в центре Сиэтла.

Новый проект оказался очень удачным, и в результате Шульц решил создать отдельную сеть кофеен, а Starbucks стал в ней инвестором. Так в 1985 году появилась сеть Il Giornale. Она стала настолько успешной, что через два года смогла купить сам Starbucks за $3,7 млн. Говард Шульц решил сохранить название популярного поставщика кофе, поэтому после покупки Il Giornale переименовали в Starbucks.

Фото: Starbucks
Фото: Starbucks

Первые кофейни в Сиэтле предлагали всего несколько сортов латте и эспрессо. В 1987 году, когда у компании было уже 17 торговых точек, Говард Шульц предложил покупателям возможность создавать свой собственный кофе — выбирать тип напитка, размер кружки, разные виды молока и сиропов.

Первая торговая точка Starbucks за пределами Северной Америки была открыта в Токио в 1996 году. Сеть начала стремительно расширяться, открывая магазины по всему миру и выкупая кофейни у конкурентов. К 2020 году в сети Starbucks было уже более 32 тыс. кофеен и магазинов.

Фото: MIKI Yoshihito / / Flickr
Фото: MIKI Yoshihito / / Flickr

Личное обращение к каждому из посетителей стало идеей, которая выделила Starbucks среди всех остальных кофеен. Каждая чашка подписывается именем человека, заказавшего напиток, а после приготовления бариста громко произносит его на весь зал.

Помимо напитков, компания продает собственную выпечку, мороженое, легкие закуски, горячие и холодные бутерброды, а также кружки и стаканы с логотипами сирены в короне. Недавно в меню появились пять вариантов вегетарианских завтраков, которые смогут удовлетворить растущую популярность растительных продуктов среди клиентов по всему миру. В Starbucks по-прежнему можно купить просто кофейные зерна собственной обжарки.

Кофейни стали частью повседневной жизни многих людей. Они привыкли приходить в Starbucks, чтобы поговорить, встретиться с друзьями или поработать на ноутбуке. Но еще более популярной стала услуга «кофе навынос» — около 75% американцев покидает заведение сразу после покупки, предпочитая брать кофе с собой и пить его по дороге.

Фото: Starbucks
Фото: Starbucks

Как Starbucks попала на биржу

Starbucks разместила свои акции на бирже NASDAQ в 1992 году по $17 за бумагу. К моменту IPO у компании было уже 140 торговых точек, годовая выручка составляла $73,5 млн, а рыночная стоимость  кофейной сети к этому времени оценивалась в $271 млн. На бирже Starbucks продала примерно 12% собственных акций за $25 млн. В первый день торгов бумаги подорожали до $21,5.

Полученные средства позволили удвоить количество магазинов и кафе в течение следующих двух лет. А в 2010 году компания начала выплачивать дивиденды своим акционерам. Сейчас владельцы акций получают дивиденды четыре раза в год. За последний квартал дивиденды составили $0,41 на акцию. Бумаги торгуются на бирже под тикером  SBUX.

Фото: MIKI Yoshihito / Flickr
Фото: MIKI Yoshihito / Flickr

Как работает компания

Сейчас Starbucks продает кофе, чай, продукты и другие товары в 81 стране, и ее крупнейшим источником дохода по-прежнему остаются напитки. К концу марта у Starbucks было более 32 тыс. кофеен и магазинов по всему миру, из которых 51% управлялись компанией, а остальные работали по лицензии. Больше половины всех магазинов компании находится в США и Китае.

В последнем квартале глобальные сопоставимые продажи упали на 10% по сравнению с прошлым годом из-за пандемии коронавируса. Это произошло впервые за 11 лет. В США сопоставимые продажи за квартал упали на 13%, а в Китае — на 50%. Из-за снижения продаж выручка за квартал упала на 5% по сравнению с предыдущим годом, до $6 млрд, а чистая прибыль сети уменьшилась в два раза, до $0,3 млрд.

Фото: JOSHUA TRUJILLO / STARBUCKS STORIES
Фото: JOSHUA TRUJILLO / STARBUCKS STORIES

Прогнозы на 2020 год компания пока не дает. Около половины кофеен в США не работает, за исключением тех, которые находятся в больницах и медицинских центрах или рядом с ними. Остальные кафе и магазины обслуживают только автомобилистов и доставляют заказы на дом. Более 75% торговых точек закрыты в Канаде, Японии и Великобритании.

Тем не менее к концу апреля практически все существующие магазины Starbucks в Китае снова открылись, спрос начал восстанавливаться. Компания рассчитывает, что после снятия карантинных мер так произойдет и на других рынках, включая США.


Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Условная стоимость компании, акции которой обращаются на бирже. Капитализация равна цене акций, умноженной на их количество. Часто используется для оценки эффективности инвестиций в ценные бумаги. Сокращенное обозначение ценной бумаги, товара или валюты, торгующейся на бирже. Тикер акции, как правило, состоит из нескольких букв, взятых из названия компании. Реже (в основном на азиатских биржах) тикер акции может состоять из цифр. Тикер облигации обычно содержит цифры, передающие некоторые сведения о ценной бумаге. Тикеры валют стандартизированы и состоят из трех букв. Первые две буквы соответствуют домену страны, а третья буква — первая буква в названии валюты (например, RUR — это российский рубль, а USD — доллар США)
Чтобы начать инвестировать, нужно открыть брокерский счет
Это можно сделать онлайн за несколько минут
Советник по инвестициям
ваш персональный робот-советник в мире инвестиций
Подробнее