0

IPO-2020. Какие российские компании могут выйти на биржу в новом году

В 2019 году прошло одно первичное размещение акций российской компании на бирже. Эксперты рассказали, какие компании могут провести IPO в 2020 году, на каких площадках и готовы ли инвесторы к новым публичным историям
Фото: «Яндекс»
Фото: «Яндекс»

В 2019 году на биржу планировали выйти более 15 российских компаний. Но к середине декабря только одна из них провела настоящее IPO. Это компания HeadHunter. Еще восемь сделок прошли в форме вторичного размещения — SPO. Рассказываем, что это значит и к чему готовиться в следующем году.

Год массовой отмены IPO

В апреле один из крупнейших производитель мяса и мясных продуктов в России «Черкизово» отказался от SPO и перенес его на неопределенный срок. Компания планировала предложить инвесторам 6,5 млн акции на $200 млн.

Следом за производителем колбас и сосисок об отмене IPO сообщил оператор железнодорожных перевозок зерна и леса «Рустранском». Он планировал разместить акции на $300 млн, но отказался от размещения на бирже в пользу частной сделки.

В этом году привлечь инвесторов на бирже смогла только платформа для поиска работы HeadHunter. Сервис найма разместил свои акции на бирже NASDAQ. Платформа провела IPO на американской бирже 9 мая и привлекла $220 млн, разместив 16,3 млн ADS по цене $13,5 за штуку. Всю компанию инвесторы оценили в $675 млн.

Несколько SPO были вызваны желанием действующих акционеров выйти в деньги на фоне улучшения рыночной конъюнктуры. Это относится к «Детскому миру», Evraz и «Норникелю», рассказали аналитики компании «Атон». Крупнейшие российские размещения в 2019 году:

  • «Газпром» разместил в ходе SPO на Московской бирже два пакета казначейских акций в 2,9% и 3,6%. Первый пакет оценили в ₽139 млрд, второй — в ₽187,7 млрд;
  • АФК «Система» продала 175 млн акций, или 23,7%, «Детского мира» на общую сумму ₽15,9 млрд;
  • «Норильский никель» провел вторичное размещение акций объемом примерно $552 млн. Сделка стала крупнейшим размещением акций в горно-металлургическом секторе в 2019 году;
  • норвежская телекоммуникационная компания Telenor продала свою долю в Veon. Свой последний пакет из 157 млн акций холдинг Telenor продал за $362 млн;
  • «Полюс» продал около 3,84% акций по цене $38 за GDS, или $76 за акцию. Общая сумма размещения составила $390 млн;
  • крупнейшие акционеры Evraz и их партнеры выставили на продажу 3,5% акций компании. В марте они продали 1,8% акций Evraz на $190 млн, а спустя три месяца после предыдущего SPO еще около 1,7% акций на $200 млн;
  • крупнейший акционер НЛМК — Fletcher Group — продал пакет в 2,6% акций по цене $25,32. Стоимость выставленного на продажу пакета без дисконта к рынку составила около $425 млн, или ₽27 млрд.

Кто решится выйти на биржу в 2020 году

С начала года российский фондовый рынок вырос более чем на 27% по индексу Мосбиржи. Если тенденция сохранится в следующем году, сильный рынок может потенциально открыть двери для отложенных IPO и SPO, считают в «Атоне». Но инвесторы продолжат настороженно относиться к первичным размещениям, так как в России IPO исторически демонстрировали смешанные результаты.

В следующем году наибольшее внимание может привлечь возможное первичное размещение «Яндекс.Такси». Компания уже ведет переговоры о первичном размещении бумаг в России и США с банками, в частности с Morgan Stanley и Goldman Sachs, сообщил Bloomberg. Оба банка участвовали в IPO «Яндекса» в 2011 году.

По оценкам «Атона», справедливая стоимость «Яндекс.Такси» на IPO составит около $8–9 млрд в случае, если оно пройдет в 2020 году. По данным Bloomberg, аналитики Goldman Sachs оценили подразделение в $7,7 млрд.

О планах выйти на IPO в прошлом году сообщала сеть магазинов фиксированных цен Fix Price. Она была создана основателями «Копейки» и «Центробуви» Артемом Хачатряном и Сергеем Ломакиным. Сейчас компания управляет 3,5 тыс. магазинов в 830 населенных пунктах России. Fix Price также работает в Казахстане, Грузии, Республике Беларусь и Латвии.

В ближайший год на бирже также могут разместить акции:

  • IT-компания IBS. Компания планировала выйти на биржу в 2018 году и привлечь около $100 млн, но перенесла сроки IPO после ухудшения рыночной конъюнктуры из-за санкций;
  • Softline — поставщик IT-решений и сервисов, работающий на рынках Восточной Европы, Америки и Азии;
  • производитель зерна и мяса Goldman Group;
  • золотодобывающая компания GV Gold («Высочайший»), которая входит в десятку ведущих золотодобывающих предприятий России;
  • сеть частных медцентров EMC;
  • страховая компания «РЕСО-Гарантия»;
  • лесопромышленный холдинг Segezha Group, управляющий 50 предприятиями в 13 странах.

О перспективах IPO или SPO в ближайшие годы также сообщили «ВкусВилл», интернет-магазин Ozon, агрохолдинг «Русагро», сеть частных медицинских клиник «Медси», туроператор «Интурист», «Совкомбанк» и сеть «Мосгорломбард».

Какие акции выбрать: российские или американские? Отвечают аналитики Обучающие материалы
Чтобы начать инвестировать, нужно открыть брокерский счет
Это можно сделать онлайн за несколько минут
Персональный инвестиционный советник
поможет достичь желаемой цели
Подробнее