Умирающий бизнес. Можно ли заработать на акциях автомобильных компаний
0
Умирающий бизнес. Можно ли заработать на акциях автомобильных компаний
Акции автопроизводителей подорожали с начала октября. Однако в дальнейших перспективах есть сомнения. Аналитики рассказали, чего ждать от отрасли в ближайший год и стоит ли инвестировать в Tata, GM и Harley-Davidson
Фото: General Motors

Акции производителей машин и мотоциклов General Motors, Tata Motors и Harley-Davidson подорожали с начала октября. Ценные бумаги  оттолкнулись от осенних минимумов — такое поведение часто называют коррекцией  . Поводом для роста стали надежды инвесторов на то, что США и Китай заключат торговую сделку, а также корпоративные события, позитивно повлиявшие на перспективы компаний.

Котировки General Motors прибавили 7%, Harley-Davidson — 11%, а акции индийской Tata Motors отыграли сразу 46%. Однако биржевые аналитики с осторожностью оценивают дальнейшие перспективы автопроизводителей. РБК Quote попросила профильных экспертов рассказать, есть ли объективные причины вкладываться в ценные бумаги автомобильных компаний в 2019 году.

Автопром: есть ли надежда на рост?

На автопроизводителей негативно повлияет ситуация в мировой экономике, полагают аналитики, опрошенные РБК Quote. Прогнозы Международного валютного фонда (МВФ) говорят о грядущем замедлении. В МВФ ожидают, что в текущем году мировая экономика вырастет на 3%. Это минимальное значение со времен глобального кризиса 2008–2009 годов.

Автомобильная отрасль склонна следовать за циклами в экономике. Сейчас мировая экономика переживает позднюю стадию роста и в ближайшие годы может перейти к снижению. Поэтому акции автомобильной отрасли под угрозой, предупредил портфельный управляющий QBF Денис Иконников.

Старший риск-менеджер «Алго Капитала» Виталий Манжос также не ждет роста котировок. «В течение октября-ноября акции General Motors, Tata Motors и Harley-Davidson корректировались, восстанавливаясь после падения до осенних минимумов. Однако вовсе не факт, что они заметно вырастут в ближайшие месяцы, особенно если фондовые индексы в США развернутся вниз», — предположил он.

«В целом среднесрочные перспективы всех указанных корпораций и их котировки в значительной степени будут зависеть от исхода достаточно острой торговой войны между США и Китаем, а также от характера вялотекущего торгового конфликта между США и Евросоюзом», — уточнил Манжос.

Фото: Jaguar Land Rover

Если США с Китаем помирятся, это может вывести на первый план конфликт между Соединенными Штатами и Европой, который сейчас находится в тени. А это негативно повлияет на динамику акций автопроизводителей.

В прошлом году администрация президента Дональда Трампа ввела 25%-ные пошлины на сталь, заявив, что этим хочет обеспечить национальную безопасность США. В ответ на это Евросоюз обложил 25%-ными пошлинами американские товары на $2,8 млрд. Под действие пошлин попали и мотоциклы Harley-Davidson.

«Если США и Китай подпишут торговое соглашение до ближайших президентских выборов в США, для Вашингтона это, скорее всего, станет сигналом ужесточить протекционистские меры в отношении ЕС. Это было бы вполне логичным шагом после реальной или формальной победы Соединенных Штатов в торговой войне с Китаем. Уже сейчас понятно, что значительным компонентом следующего торгового противостояния станет вопрос о взаимных пошлинах на автомобили», — убежден Виталий Манжос.

Это значит, что независимо от того, как разрешится и разрешится ли вообще противостояние Китая с США, автопроизводители окажутся проигравшими.

Наконец, помимо сугубо экономических факторов, перед всеми участниками отрасли стоит проблема перехода к производству транспортных средств с новыми типами двигателей. Речь идет об отказе от двигателей внутреннего сгорания в пользу промежуточного класса гибридов или же к полному переходу на электрическую тягу. Это потребует от компаний значительных затрат, которые могут отрицательно повлиять на стоимость акций.

General Motors: забастовка, электромобили и дивиденды

General Motors понесла большие потери в результате 40-дневной забастовки, которая началась 16 сентября. Американский профсоюз вывел рабочих на забастовку после того, как не смог договориться с руководством автоконцерна об улучшении условий оплаты труда.

Согласно оценке аналитиков, забастовка обошлась GM более чем в $2 млрд в третьем и четвертом кварталах. В самой компании полагают, что за весь год она потеряет в прибыли $3 млрд.

Фото: General Motors

На прибыли GM также может сказаться решение компании полностью перейти на производство автомобилей на электрической тяге, считают эксперты. Несмотря на хорошие возможности, которые открывает такой шаг, первые несколько лет компания будет нести убытки. Это связано с дороговизной литий-ионных аккумуляторов. Батареи используются в машинах для накапливания энергии.

Виталий Манжос считает перспективы акций GM слабыми. В основном в этом виноваты технические факторы: бумагам компании будет сложно преодолеть уровни сопротивления в районе $40–45, уверен аналитик.

Кроме того, компании нужно выдерживать конкуренцию с другими производителями. Учитывая, что десятилетие назад GM пережил банкротство и продолжает налаживать новую бизнес-модель, трудностей у компании будет немало. «По приведенным выше причинам акции GM пока не имеют явного потенциала для роста стоимости», — заключил аналитик.

Его коллега из QBF придерживается другого мнения. Денис Иконников убежден, что среди автопроизводителей предпочтение следует отдать компаниям с высокими дивидендными выплатами. Среди трех анализируемых компаний наибольшей дивидендной доходностью обладают как раз акции General Motors — 4% годовых.

Смягчение монетарной политики ФРС США приведет к снижению доходности по облигациям, указали в QBF. В результате вырастет доходность дивидендных акций и следовательно — их привлекательность, объяснил аналитик. На горизонте года акции General Motors могут достигнуть отметки $42 за акцию, что на 9% выше текущих уровней, считает Иконников.

Tata Motors: «Ягуар» все портит

Индийский автогигант Tata Motors несет значительные потери из-за британского подразделения Jaguar Land Rover. Эту компанию Tata Motors приобрела у Ford Motor десять лет назад. Но заработать на ней не смогла: спрос на бренды Jaguar и Land Rover упал из-за ужесточения экологических требований к автомобилям.

Фото: Jaguar Land Rover

В 2018 году Jaguar Land Rover понес рекордный убыток в 293,5 млрд рупий ($4,2 млрд). Вслед за своим подразделением Tata Motors в прошлом году зафиксировала убыток в совокупности 313,7 млрд рупий ($4,5 млрд). Несложно посчитать, что почти все потери спровоцировало как раз британское подразделение. Без Jaguar Land Rover индийский автогигант мог бы выйти в ноль или хотя бы уменьшить потери.

Ситуация улучшилась в третьем квартале текущего года. Благодаря увеличению спроса на люксовые автомобили в Китае продажи в подразделении Jaguar Land Rover в этом регионе подскочили на 24,3%. В результате чистый убыток сократился с 10,5 млрд рупий ($150 млн) годом ранее до 2,2 млрд рупий ($30,6 млн).

Тем не менее эксперты не рекомендуют покупать бумаги Tata Motors, хотя к настоящему моменту они потеряли 31% по сравнению с годовыми максимумами.

«Акции Tata Motors способны отскочить вверх до $15–20 на временном горизонте от трех месяцев до года, — рассказал РБК Quote Виталий Манжос из «Алго Капитала». — Этому помогла бы хорошая квартальная отчетность. Но по итогам второго и третьего кварталов Tata Motors зафиксировала чистый убыток. Поэтому с покупкой этих бумаг стоит подождать улучшения финансовых показателей эмитента  ».

Harley-Davidson: стиль жизни как бизнес-стратегия

Бизнес-модель легендарного американского производителя мотоциклов Harley-Davidson выглядит намного более устойчивой и жизнеспособной, считает Виталий Манжос. Это связано с тем, что вся продукция компании считается люксовой и подразумевает относительно высокую рентабельность бизнеса. Обычно чем выше репутация бренда, тем сильнее производитель может повышать цены.

Harley-Davidson — всемирно известная марка, существующая с 1903 года. Известность компании позволяет ей получать значительную прибыль от продажи широкого спектра потребительских товаров со своей символикой. Одежда, обувь, мебель, посуда, выпускаемые под этой маркой, позволяют создать своеобразный стиль жизни от Harley-Davidson, который делает мотоцикл по-настоящему культовым. Кроме того, у бренда есть самый многочисленный на планете клуб любителей мотоциклов, в нем более миллиона участников.

Фото: Salvatore Rubino / Pixabay

«Бизнес-модель выходит далеко за рамки производства и продажи сугубо утилитарных товаров в условиях острой ценовой конкуренции. Это хороший пример удачной маркетинговой стратегии, что характерно для многих североамериканских предприятий. В эпоху торговых войн подобная модель ведения бизнеса выглядит особенно прогрессивной и выигрышной», — уверены «Алго Капитале».

Несмотря на диверсификацию, продажи и прибыль Harley-Davidson в последние годы неизменно снижаются. Главной проблемой компании является то, что основная группа покупателей неуклонно становится старше. В среднем ее возраст составляет 45 лет. В то же время производителю не удается привлечь более молодое поколение.

Специально для молодежи Harley-Davidson выпустил электрический мотоцикл LiveWire. По расчетам компании, электрическая модель могла бы поднять продажи как на домашнем рынке в США, так и в других странах. Однако недавно в новой модели обнаружились проблемы с зарядным оборудованием. Из-за этого компания остановила производство электромотоциклов.

«Мы сохраняем осторожность в отношении акций Harley-Davidson до тех пор, пока компания не достигнет явного переломного момента. Производитель сообщил о лучших, чем ожидалось, квартальных результатах. Тем не менее розничные продажи остаются нестабильными и продолжают снижаться в США. А одной из самых больших трудностей производителя являются значительные запасы непроданных мотоциклов», — прокомментировали сложившееся положение аналитики Barclays Capital.

В банке ожидают, что на горизонте года акции компании подешевеют на 19%, до $32 за бумагу, и рекомендуют их продавать.

Видео: РБК

В «Алго Капитале» более позитивно оценивают перспективы акций Harley-Davidson. По мнению экспертов компании, ценные бумаги производителя будут полезны для долгосрочного инвестора при покупке в диапазоне $34–42. В инвестиционной компании считают, что на временном горизонте от пары кварталов до одного-двух лет акции Harley-Davidson подорожают до $50–70.

Вердикт аналитиков: не вкладываться в акции автопроизводителей

Документ, удостоверяющий имущественное право, который может покупаться и продаваться. Наиболее распространенные ценные бумаги акции, облигации и депозитарные расписки. Акция — удостоверяет долю участия в имуществе компании, включая долю в нераспределенной прибыли. Акции бывают обыкновенными и привилегированными. Обыкновенная акция наделяет владельца правом голоса на собрании акционеров компании, причем количество голосов пропорционально количеству акций. Привилегированная акция наделяет преимущественным правом на распределение прибыли, но не наделяет правом голоса на собрании акционеров. Облигация удостоверяет право на часть долга эмитента, который возник путем размещения этих облигаций. Часто акции и облигации торгуются на специальных торговых площадках — биржах (обращаются на биржах) и являются предметом инвестиций портфельных инвесторов. Лицо, выпускающее ценные бумаги (акции, облигации и др.). Эмитентами могут быть компании, госорганы и даже люди - например британский музыкант Дэвид Боуи выпускал собственные облигации От латинского Сorrection — Выправление. Изменение котировок ценных бумаг в направлении, противоположном основной тенденции движения цен. Примером коррекции может быть рост котировок после постоянного недельного снижения цен на акцию. Зачастую коррекция вызывается массовым исполнением стоп-приказов, после чего, как правило, возобновляется движение котировок по направлению основной тенденции.
Первый месяц без комиссии
Если вы впервые открываете брокерский счет в ВТБ
Советник по инвестициям
ваш персональный робот-советник в мире инвестиций
Подробнее