Инвестиции
0
0

Как аварии самолетов влияют на акции авиакомпаний

Как ведут себя акции перевозчиков в случае происшествий? Часто ли стоимость падает и как быстро может снова вырасти? Чего ждать от бумаг «Аэрофлота» после трагедии в «Шереметьеве»? Редакция РБК Quote узнала у аналитиков
Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот»
Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот» (Фото: Объединенная авиастроительная корпорация)

Когда происходят заметные происшествия с коммерческими самолетами, акции авиаперевозчика тут же уходят вниз. Часто это происходит в считаные часы и вне зависимости от того, известны ли причины инцидента.

Это подтвердил пример «Аэрофлота». Акции компании подешевели на 3% после трагических событий в «Шереметьеве» в минувшее воскресенье. Котировки начали восстанавливаться к обеду понедельника, но смогли вернуть лишь половину потерянных утром процентов.

На котировках Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) крушение Superjet 100, который по проекту корпорации разрабатывало АО «Гражданские самолеты Сухого», не сказалось. Для биржи это скорее исключение: ОАК объединяет множество компаний, которые занимаются гражданской и военной техникой, акции корпорации низколиквидны, а иностранный капитал в них небольшой. Котировки Boeing или Airbus воспринимают инциденты не менее болезненно, чем акции авиакомпаний.

Примеры из прошлого: Lufthansa, Southwest и Qantas

В 2010 году трейдеры среагировали на ложные сообщения о крушении самолета австралийской компании Qantas. За несколько минут стоимость бумаг упала на 5%, но потом также быстро восстановилась. Авиакомпания сообщила, что крушения не было, а самолет вернулся в пункт вылета из-за неполадок с двигателем.

В 2015 году впервые потерпел крушение самолет компании Germanwings, которая принадлежит немецкой Lufthansa. Погибли 150 человек. В тот же день котировки Lufthansa опустились на 4,1%. Одновременно с перевозчиком подешевел и производитель самолета, на котором совершался тот рейс — Airbus.

Четкая взаимосвязь между происшествием и падением акций перевозчика или конструктора присутствует не всегда. В случае с Germanwings вины Airbus не было, катастрофа произошла по вине пилота, но котировки авиаконструктора все равно краткосрочно потеряли почти 5%.

Авария случилась с лайнером А320 — одним из самых продаваемых у европейского авиастроителя. Для Lufthansa падение продолжалось несколько месяцев. С марта и до августа ценные бумаги  компании подешевели с €13 до €10 за штуку.

Когда в апреле 2018 года в воздухе отказал один из двигателей пассажирского самолета Southwest Airlines, акции авиакомпании потеряли 2%. Самолет Boeing 737-700, летевший из Нью-Йорка в Даллас, смог совершить экстренную посадку в Филадельфии. На акциях Beoing случай никак не отразился.

Чьи именно акции среагируют — изготовителя самолета или авиакомпании — зависит от причин катастрофы, указали эксперты инвестиционной группы «Универ». Это может быть ошибка персонала компании, наземных служб, несчастное стечение обстоятельств или техническая неисправность, повторяющаяся на самолетах конкретного типа. Каждый из факторов способен увести котировки в разные стороны.

Падение стоимости — самое мягкое, что могло произойти с «Аэрофлотом»

Во вторник, 7 мая, акции «Аэрофлота» снизились на 1,8% от уровня закрытия торгов понедельника. Аналитики называют снижение ожидаемым — в первую очередь, в силу их высокой ликвидности  .

«Падение котировок «Аэрофлота» не случайно, — заявил эксперт «Финама» Алексей Калачев. — Даже если не будут приостановлены полеты Superjet 100, которых у «Аэрофлота» около одной пятой всего авиапарка, пассажиры будут отказываться от билетов на эти самолеты. Это прямые потери авиакомпании, не считая обязанности по выплате компенсаций пострадавшим. Все это отрицательно скажется на и без того низкой рентабельности авиаперевозчика».

«Аэрофлот» в 2018 году заказал 100 самолетов «Суперджет», что стало крупнейшей сделкой перевозчика за десять лет. О контракте сообщили «Ведомости» со ссылкой на источники.

Случившееся в минувший понедельник падение стоимости компании — самое мягкое, что могло ожидать перевозчика, уверены аналитики «Иволги Капитал».

«Если вспомнить Malaysia Airlines, их потери после пропажи рейса 370 вместе с 300 пассажирами в 2014 году составили 20%, — пояснил представитель «Иволги Капитал» Андрей Хохрин. — В том же году после крушения рейса MH17 на территории Украины компания потеряла 13% стоимости в первый день торгов после происшествия. Что было с Malaysia Airlines после, мы знаем: делистинг акций, ребрендинг компании, серьезные изменения в структуре и менеджменте».

«И все же рынок авиаперевозок продолжает расти, а значит быть привлекательным для инвесторов, — добавил Хохрин. — В этом сегменте у игроков есть запас прочности, который дает время на принятие решений».

Прогноз: аналитики видят потенциал роста в 27%

В «Финаме» полагают, что негативный эффект на акции вряд ли будет сильным и долгосрочным, а падение ниже уровня ₽90 за акцию «Аэрофлота» маловероятно.

Опрошенные сервисом Refinitiv аналитики считают, что акции «Аэрофлота» сейчас недооценены на 27% и должны стоить ₽120. Четыре из десяти экспертов сервиса рекомендуют покупать акции, семь считают, что акции нужно держать.

Читайте также:

В «Шереметьеве» сгорел самолет, но акции завода не отреагировали. Почему?

Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
Почему популярную видеоигру обвиняют в эксплуатации несовершеннолетних
Важно следить сегодня: SPO «Астры», индекс Мосбиржи, цены на нефть 09:00 · 0
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Компании сократили привлечение денег через облигации в 1,8 раза. Что произошло 00:00 · 0
Bank of America предсказал нефть Brent по $130 при войне Израиля и Ирана 17 апр, 20:31 · 0
«Альфа-Инвестиции» назвали топ-7 акций с потенциалом роста более 30% 17 апр, 19:27 · 0
Акционерам Tesla предложили снова разрешить выплатить Маску $56 млрд 17 апр, 17:45 · 0
Акции аdidas прибавили 8,5% на фоне роста прибыли и улучшения прогнозов 17 апр, 16:24 · 0
Акции «Группы Позитив» впервые в истории подорожали до ₽3 тыс. 17 апр, 12:16 · 0
Евгений Береснев — РБК: «Сейчас идеальное время для вкладчика» 17 апр, 11:11 · 0
Почему бюджетный дефицит в развитых странах бьет рекорды — The Economist
«Астра» уточнила параметры проведения SPO на Мосбирже 17 апр, 09:30 · 0
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Важно следить сегодня: индекс Мосбиржи, рубль, цены на газ 17 апр, 09:00 · 0