Выпуск российского самолета оказался под угрозой. Что это значит для ОАК
11 янв, 12:23
0
Выпуск российского самолета оказался под угрозой. Что это значит для ОАК
Запуск авиалайнера МС-21 может быть отсрочен из-за американских санкций. Разработчик самолета лишился композитных материалов для крыла. Это усложнит выход самолета в серию: запуск может быть перенесен с 2020 на 2025 год
Третий самолет МС-21-300, построенный для летных испытаний (Фото: «Иркут»)

Начало производства российского среднемагистрального авиалайнера МС-21 в 2020 году оказалось под угрозой срыва из-за американских санкций. Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на несколько источников в отрасли и российском правительстве. Вместо 2020 года пасскажирский самолет может быть готов к полноценному производству только в 2025 году, говорится в публикации.

Санкции США, которые были введены осенью 2018 года в отношении дочернего предприятия российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) «Аэрокомпозит» и ОНПП «Технология» имени Ромашина», входящего в «Ростех», сделали невозможными поставки из США и Японии материалов, необходимых для композитного «черного крыла» российского среднемагистрального самолета нового поколения МС-21, сказано в статье.

Первый полет 211-местного авиалайнера состоялся весной 2017 года, но затем его выход в серию был отложен сначала до 2018, а затем — до 2019 года. Санкционное давление Вашингтона может привести к тому, что сроки сдвинутся дополнительно.

В «Ростехе» назвали проблему надуманной, а в самой ОАК заявили, что не откажутся от технологии композитного крыла — корпорация перешла на импортозамещение необходимых для этого деталей с того момента, как стало известно о санкциях против «Аэрокомпозита». Однако источники «Коммерсанта» утверждают, что в России сейчас нет предприятий, производящих такие компоненты.

Что теперь будет с самолетом

Ситуация не самая простая: с одной стороны, представители правительства бодры и говорят о том, что у них есть варианты решения проблемы с привлечением внутренних производителей и технологий. Но на практике это решение работать не будет — на внесение изменений времени нет, так как продукция должна уйти в серийное производство, где все просчитано до мелочей, полагает старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

По мнению Бодровой, наладить выпуск мог бы поставщик, которого не испугают санкционные ограничения в отношении России — например, компания из Китая. «Это отложит выход в серию на год-два, но это уже не будет критично», — уверена она.

«В данный момент есть две противоположные точки зрения на возможность изменить цепь поставок композитных материалов. На наш взгляд, на это действительно потребуется какое-то время, поэтому задержки поставок не избежать, хотя речь может идти о гораздо меньшем сроке, чем пять лет», — заметил представитель инвестиционной компании «Солид» Вадим Кравчук.

Что происходит с акциями ОАК

Российские инвесторы на удивление спокойно отреагировали на сообщение о возможной задержке поставок самолетов MC-21. Сама новость негативна для ОАК, однако даже до опровержения со стороны самой компании распродажи бумаг не наблюдалось, заметил аналитик компании «Солид» Вадим Кравчук.

Эксперт указал на малую ликвидность  ценных бумаг ОАК. В свободном обороте их совсем немного — год назад таковых было чуть более 3,2% от общего объема. «Ликвидность торгов на бирже этими бумагами невысокая, дневной оборот составляет 3-5 млн рублей в день. На сегодняшний день это не самый интересный инструмент для частных инвестиций», — говорил эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев. Действительно, в четверг, 10 января, объем торгов акциями ОАК не превысил в денежном выражении 3 млн руб.

«Бумаги ОАК не реагируют на новости — чтобы их «раскачать», нужен стратегический интерес. Здоровой волатильности тут нет, так как нет объемов. Поэтому здесь, скорее всего, не будет массовых панических продаж», — считает Анна Бодрова из «Альпари». При этом аналитики все-таки нашли акции, которые остро отреагировали на эту новость.

Инвесторы выбрали «дочку»

«Мы считаем, что те участники рынка, которые верят в коммерческий успех самолетов MC-21, активно покупали акции корпорации «Иркут», которая является дочерним предприятием ОАК», — заметил представитель «Солида». От покупки бумаг головной компании эти игроки воздерживались, так как ее финансовые показатели в последние годы оставляют желать лучшего (работа в убыток, большой долг и регулярные субсидии от государства), перечислил Кравчук.

При этом «Иркут» в 2018 году стал одной из самых волатильных бумаг на Мосбирже — торги в январе начались по 14,2 руб, а к концу сентября за 1 акцию давали 80 руб. на фоне крупного контракта с «Аэрофлотом» и рядом других сделок меньшего масштаба, продолжил Кравчук.

«Вполне закономерно, что в четверг, 10 января, на открытии рынка акции «Иркут» потеряли около 7% на негативе относительно санкций и, как следствие, возможных проблем с производством самолетов», — пояснил аналитик. К вечеру объем торгов акциями «Иркута» превысил объемы по самой ОАК почти в 11 раз.

Что касается акций ОАК, в «Солиде» рекомендуют исключить их из портфеля даже несмотря на отсутствие выраженной реакции на негатив, поскольку перспективы компании находятся под вопросом и без санкций, резюмировал Кравчук.

Экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги.
Самые выгодные курсы валют всегда на бирже