Обувь и одежда скоро подорожают. Сложный период для «Обуви России»
25 сен 2018, 16:11
0
Обувь и одежда скоро подорожают. Сложный период для «Обуви России»
Ослабление рубля и рост НДС негативно скажутся на рынке одежды и обуви в 2019 году. Рискует и единственный публичный производитель обуви. Эксперты не советуют инвестировать в «Обувь России», акции компании дешевеют
Фото: «Обувь России»

Ослабление курса рубля и повышение ставки НДС с 2019 года спровоцирует рост цен на одежду и обувь. Об этом РБК рассказали аналитики компании Fashion Consulting Group и представители интернет-магазина одежды, обуви и аксессуаров BAON. По их данным, в бюджетном сегменте цены увеличатся на 5-10%, в премиальном — на 10-20%. Аналитики рекомендуют воздержаться от инвестиций в «Обувь России».

Почему вырастут цены

В отличие от цен на продовольствие цены на одежду и обувь обычно растут с некоторой отсрочкой, поскольку увеличение расходов на базовые продукты вынуждает потребителей экономить — прежде всего на развлечениях и обновлении гардероба, объяснила генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. По ее словам, можные бренды откладывают повышение цен на одежду и жертвовать маржинальностью, чтобы удержать покупателей.

Ценообразование в индустрии моды сильно зависит от валютного курса — к примеру, если для производства одежды используется импортное сырье. В 2017 году рост цен удавалось сдерживать благодаря стабилизации рубля, но с начала 2018 года доллар подорожал более чем на 15%. Вдобавок государство решило с 2019 года повысить ставку НДС с 18 до 20%.

Оба фактора приведут к ускорению инфляции. Усугубляет ситуацию риторика Банка России, который повысил прогноз по инфляции на 2018-2019 годы. В итоге несмотря себестоимость коллекций в 2019 году вырастет и дальше держать цены за счет собственных ресурсов компании не смогут, утверждают Лебсак-Клейманс и глава BAON Илья Ярошенко.

По мнению аналитика инвестиционной компании «Финам» Алексея Коренева, цены на одежду и обувь достигнут прогнозируемых Fashion Consulting Group и BAON уровней к весне-лету 2019 года.

Что будет с рынком

В середине месяца та же Fashion Consulting Group прогнозировала, что в случае продолжения ослабления рубля к доллару и по мере ускорения инфляции российский рынок обуви впервые с 2015 года не вырастет в денежном выражении. В 2017 году, по данным компании, продажи обуви в России достигли 681,9 млрд руб, что стало лучшим результатом за пять лет. Последние три года рынок рос на 5–6% ежегодно.

Эксперты из компании «Infoline-Аналитика» чуть более оптимистичны. С их точки зрения, даже в условиях ослабления рубля продажи в денежном выражении в 2018 году могут вырасти, хоть и более низкими темпами: на 4-5% год к году. Девальвация может побудить потребителей к заблаговременным покупкам, указывает «Infoline-Аналитика».

Как поведет себя «Обувь России»

Текущая макроэкономическая ситуация в потребительском секторе не располагает к покупкам акций «Обуви России», сходятся во мнении аналитики инвестиционных компаний, опрошенные РБК Quote.

В первом полугодии у «Обуви» на 5,2% снизились сопоставимые продажи, на 8,5% уменьшилось количество чеков, а темпы роста среднего чека упали с 4,5% в первой половине прошлого года до 3,7%. Выручка выросла на 14% год к году в основном за счет открытия новых магазинов: в общей сложности компания открыла 71 магазин. Еще одной причиной стал рост оптовых продаж. При этом розничные продажи незначительно сократились. Чистая прибыль снизилась на 10%.

Повышение НДС увеличит нагрузку на производителя, которую в условиях сложной ситуации в потребительском секторе будет «крайне сложно» переложить на потребителя. А повышение цен отразится снижением числа продаж, полагает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Безуглов. С его точки зрения, текущие темпы роста выручки не позволяют рассматривать «Обувь России» в качестве выгодной инвестиции.

Ухудшение показателей и сложная макроэкономическая ситуация может затруднить выполнение плана «Обуви России» по открытию новых магазинов. В начале года компания собиралась открыть до 100 магазинов, но затем повысила цель до 150, что предполагает расширение сети на 30% год к году. При этом у компании уже сейчас высокая долговая нагрузка: соотношение чистого долга к EBITDA  достигло 2,5x.

Сейчас компания торгуется по средним мультипликаторам  в секторе на уровне аналогов (EV/EBITDA = 6,8), что говорит о том, что по сравнению с другими компаниями она ничем не выдается. Ее бумаги на Московской бирже малоликвидны: оборот по ним небольшой (с начала торгов к 15:00 было совершено всего шесть сделок на 16,2 тыс. руб.). Вкупе со сложной макроэкономической ситуацией это может затруднить продажу акций «Обуви России».

С начала года обыкновенные акции просели на 26%, с момента первичного размещения в середине октября прошлого года — на 38%.

EBITDA (англ. Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) — прибыль до вычета процентов, налогов, амортизации и уценки. Финансовый показатель позволяющий оценить сумму денег, которую компания может получить за период. В отличии от прибыли, при расчете EBITDA из суммы доходов не вычитаются такие неденежные расходы как амортизация и переоценка. Один из важных показателей для оценки способности компании обслуживать долг расчетный показатель, позволяющий оценить уровень рыночной недооцененности или переоцененности акции компании. Обычно считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность компании оценивается путем сравнения значения мультипликатора компании с мультипликаторами конкурентов
Самые выгодные курсы валют всегда на бирже