Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
BioNTech: для защиты от «омикрона» может требоваться модификация вакцины 20:40
Adobe потерял $26 млрд капитализации вслед за падением акций DocuSign 19:43
Apple подала иск против ФАС из-за антимонопольного дела 19:00
Япония планирует одобрить таблетку компании Merck от COVID-19 в декабре 17:50
Asymchem планирует вторичный листинг в Гонконге по цене $49,77 за акцию 16:45
Подразделение MTN в Уганде привлекло $150 млн в ходе IPO 16:05
Fortive приобретет производителя ПО в сфере здравоохранения за $1,4 млрд 15:33
Фонды Apollo и EQT могут продать поставщика шасси за $4,5 млрд 14:48
Gilead отзывает препарат от COVID-19 из-за фрагментов стекла во флаконах 13:40
PlayStation представит сервис подписки на игры Spartacus весной 2022 года 13:34
AstraZeneca рассматривает возможный листинг своего подразделения вакцин 13:04
FDA одобрило препарат компании Eli Lilly от COVID-19 для детей до 12 лет 12:10
Кредитный рейтинг: что это, как его узнать и почему он так важен 12:00
Новый генеральный директор Twitter проводит кадровые перестановки 11:46
Биржевые истории ,  
0 

Крым, Путин, Uber: 5 ярких примеров, когда штормило акции «Яндекса»

Акции «Яндекса» взлетели ракетой на новостях о покупке TCS Group. Волатильность котировок стала фишкой IT-компании в последние пару лет. А мы собрали пять самых ярких случаев, когда это еще не было привычным
Фото: страница «Яндекса» в социальной сети Facebook
Фото: страница «Яндекса» в социальной сети Facebook

«Яндекс» — самая дорогая компания в российском сегменте интернета. Ее поисковая система — одна из популярных, а многочисленные побочные проекты типа «Яндекс.Телефона» или «Яндекс.Еды» превратили компанию в настоящего IT-гиганта.

Ценные бумаги  столь крупных и диверсифицированных компаний обычно не отличаются волатильностью  . Они ведут себя подобно слону: движутся медленно и с достоинством. Но с «Яндексом» это не работает.

В последние пару лет ее акции не раз скакали вверх и вниз. Причина — регулярные сообщения о желании государства повлиять на работу «Яндекса». Наиболее резонансный пример — законопроект об ограничении доли иностранцев в значимых российских интернет-ресурсах, инициированный депутатом «Единой России» Антоном Горелкиным. Из-за этого документа котировки обвалились более чем на 20%.

Депутат Госдумы от «Единой России» Антон Горелкин
Депутат Госдумы от «Единой России» Антон Горелкин (Фото: страница Антона Горелкина в социальной сети Facebook)

Теперь же акции «Яндекса» резко взлетели вверх на новости о сделке с TCS Group Олега Тинькова: компании объявили о предварительном соглашении, по которому IT-гигант выкупит бумаги TCS за $5,48 млрд.

Окончательного решения и условий по сделке пока нет, но инвесторов новость воодушевила — котировки «Яндекса» на торгах 22 сентября на бирже NASDAQ выросли на 11,8%. А на следующий день, 23 сентября, уже на Мосбирже бумаги пришлось переводить в режим дискретного аукциона. Он используется, когда акции растут более чем на 20% в течение десяти минут.

Сейчас к волатильности «Яндекса» рынок уже привык. Мы собрали пять громких случаев, когда акции российской IT-компании только начинало штормить.

Впервые текст был опубликован 25 ноября 2019 года.

Май 2011-го: ошеломляюще успешное IPO

IPO «Яндекса» превзошло все ожидания. Акции российского IT-гиганта оказались сверхпопулярными среди инвесторов: во время размещения на NASDAQ цена одной акции составила $25 вместо запланированного диапазона $20–22. Это стало следствием повышенного спроса на ценные бумаги «Яндекса» — по сведениям «Интерфакса», книга заявок на акции поисковика была переподписана 15 раз.

В ходе IPO было продано 52,2 млн акций: это 16% уставного капитала, или 3% голосующих акций. Совокупный объем размещения составил $1,3 млрд. По данным газеты New York Times, размещение акций «Яндекса» оказалось крупнейшим IPO интернет-компании со времен Google, который в 2004 году привлек $1,67 млрд.

Рыночная капитализация  «Яндекса» составила $8 млрд. А несколько десятков сотрудников «Яндекса», у которых были опционы на покупки акций, стали долларовыми миллионерами.

Фото:страница «Яндекса» в социальной сети Facebook
Фото: страница «Яндекса» в социальной сети Facebook

На этом рынок не остановился: в первый день торгов акции «Яндекса» подорожали в полтора раза, до $38,84 за штуку. Капитализация достигла почти $12,5 млрд.

После стартового ажиотажа последовала коррекция  : в течение нескольких следующих дней котировки снижались, однако так и упали ниже отметки $30. Это существенно превзошло первоначальные ожидания аналитиков.

Сентябрь 2011-го: первое крупное падение. Из-за излишней честности

Первый крупный обвал котировок «Яндекса» случился через полгода после IPO. 28 сентября 2011-го акции потеряли 13,1% за один день и опустились до $22,9 за штуку. «Яндекс» как компания одномоментно подешевела на $500 млн. Это заметно контрастировало с уверенным ростом фондовых индексов США.

Причиной послужила закрытая встреча руководства «Яндекса» с представителями нескольких хедж-фондов незадолго до публикации финансового отчета. На ней управленцам задали вопрос о падении доли «Яндекса» на поисковом рынке России. По данным счетчика LiveInternet, эта доля снизилась с 63% в августе 2011-го до 61,4% в сентябре.

Аналитик американского финансового издания Barron's Тирнан Рэй рассказал, что ответ генерального директора Аркадия Воложа был воспринят неправильно. Он процитировал письмо менеджеров «Яндекса» инвесторам, в котором было сказано: «Ответ генерального директора Аркадия Воложа, как обычно, откровенный и прямой, возможно, был истолкован как чересчур мрачный и пессимистичный».

Фактически компания поплатилась за излишнюю искренность своего основателя. «Для такой технологически развитой и имеющей хороший бизнес компании, как «Яндекс», необходимо развитие с точки зрения того, как представлять себя миру. Встречаться с менеджментом хедж-фондов за три дня до конца квартала просто наивно», — прокомментировал произошедшее представитель инвестиционной компании Jefferies Дэвид Рейнольдс.

Фото:страница «Яндекса» в социальной сети Facebook
Фото: страница «Яндекса» в социальной сети Facebook

Март 2014-го: обвал из-за Крыма

3 марта 2014-го стало черным днем не только для «Яндекса», но и практически для всего российского фондового рынка. Обвал случился на фоне бушующего политического кризиса на Украине: Евромайдан уже победил, а события в Крыму только начинали разворачиваться.

1 марта в субботу Совет Федерации России удовлетворил официальное обращение президента Путина о разрешении на использование российских войск на территории Украины. Экономические последствия возможного ввода российских войск в соседнюю страну спровоцировали панику среди инвесторов.

3 марта, когда открылись биржи, индекс ММВБ потерял 10,8%, РТС — 12%, а российские голубые фишки  вроде Сбербанка, «Газпрома» и ВТБ потеряли по 13–15%.

Обвал распространился и на российские компании, разместившие акции за пределами страны. Ценные бумаги «Яндекса» рухнули на 14%. На следующий день акциям удалось отыграть 6%, но полноценно вернуться на докрымский уровень котировки смогли лишь к концу апреля.

Апрель 2014-го: разрушительные высказывания Путина

24 апреля 2014-го на работу крупнейшей IT-компании России обратил внимание Владимир Путин. На медиафоруме Объединенного народного фронта в Санкт-Петербурге президент заявил, что «Яндекс» на первых этапах своей деятельности подвергся влиянию Запада: «Когда они только начинали работу, их тоже поддавили: должно быть столько-то американцев у них, столько-то европейцев, и они вынуждены были с этим соглашаться».

Кроме того, Путин сказал, что «Яндекс» зарегистрирован за границей, «и не только для цели налогообложения, но и по другим соображениям», а также добавил, что «интернет возник как спецпроект ЦРУ США, так и развивается».

Владимир Путин
Владимир Путин (Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС)

Рынок быстро отреагировал на слова Путина — 24 апреля котировки «Яндекса» рухнули на 5,59%. На следующий день пике продолжилось: акции потеряли еще 10%.

В «Яндексе» вскоре прокомментировали высказывания президента. В частности, в компании подтвердили, что хотя первые инвестиции  «Яндекс» получил от международных фондов и инвесторов, но объяснили, что «это обычное дело для любого интернет-стартапа в любой стране мира».

Также в «Яндексе» указали, что обращающиеся на бирже акции поисковика не дают владельцам права на стратегическое и оперативное управление компанией. Регистрацию в Нидерландах компания объяснила особенностями корпоративного права, а не оптимизацией налогообложения. Последствия очередного обвала акции отыграли к 1 мая.

Июль 2017-го: воодушевляющая сделка с Uber

В апреле 2017-го «Яндекс» опубликовал позитивный финансовый отчет, после которого акции выросли сразу на 10%. Но еще более ощутимое ускорение котировки «Яндекса» получили 13 июля. Тогда компания подписала соглашение с такси-оператором Uber об объединении с собственным сервисом «Яндекс.Такси» в России и соседних странах — Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане.

Совместный сервис начал работу на алгоритмах распределения заказов и картографических технологиях «Яндекса». Также стороны договорились о роуминговом соглашении во всех странах, где работают. «Яндекс» инвестировал в совместный проект $100 млн, Uber — $225 млн. Объединенную компанию оценили в $3,73 млрд. Доли в ней распределились так: 59,3% достались «Яндексу», 36,6% — Uber, а оставшиеся 4,1% — сотрудникам.

Инвесторы с воодушевлением отреагировали на сделку: альянс с крупным и всемирно известным игроком из США воспринимался как однозначное благо для доходов и общей устойчивости «Яндекса». Акции компании на Московской бирже подскочили на 17,5%, на американской площадке NASDAQ рост составил 15,92%. А рыночная стоимость «Яндекса» на международном рынке выросла на $1,36 млрд, дойдя до $10,73 млрд.


В сервисе «РБК Инвестиции» можно купить или продать акции, облигации  или валюту. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на больших комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.

Высоконадежные и самые ликвидные акции на рынке со стабильными показателями доходности. Компании — «голубые фишки» — это лидеры в своей индустрии. Как правило, изменение цен на акции «голубых фишек» определяет настроение рынка. Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Изменчивость цены в определенный промежуток времени. Финансовый показатель в управлении финансовыми рисками. Характеризует тенденцию изменчивости цены – резкое падение или рост приводит к росту волатильности. Подробнее Изменение курса акций или валют в сторону, обратную основной тенденции рыночных цен. Например, рост котировок после недельного снижения цены на акцию. Коррекция вызывается исполнением стоп-ордеров, после чего возобновляется движение котировок согласно основному рыночному тренду. Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
Почему российские акции стоят так дешево Обучающие материалы