Ford сократит тысячи рабочих мест в Европе. Как это скажется на акциях
11 янв, 15:57
0
Ford сократит тысячи рабочих мест в Европе. Как это скажется на акциях
Ford приступил к капитальной реструктуризации убыточного бизнеса в Европе. В рамках этой реформы автогигант намерен сократить тысячи рабочих мест, закрыть заводы и отказаться от моделей, которые приносят малый доход
Сборочная линия на заводе Ford (Фото: пользователя Nicole Yeary с сайта flickr.com)

Американский автогигант Ford Motor Company закроет европейские заводы, уволит тысячи работающих там сотрудников. Этот шаг является частью широкомасштабного плана по сокращению затрат, который разработал генеральный директор автоконцерна Джим Хакетт. Потребуется около пяти лет, чтобы провести реструктуризацию в объеме $11 млрд, сообщила The Wall Street Journal.

Как будет проходить реформа

В октябре Джим Хакетт назвал «неожиданное ухудшение ситуации в Европе» ключевой причиной, по которой Ford снизил поставленную ранее цель достижения глобальной операционной прибыли компании в размере 8% к 2020 году. Убытки автопроизводителя в Европе в третьем квартале 2018 года увеличились до $245 млн. Реструктуризация должна позволить повысить рентабельность операционной прибыли в Европе до 6%.

Стивен Армстронг, президент автоконцерна в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, отказался предоставить журналистам подробную информацию о планируемом сокращении рабочих мест и производства. Однако он заявил, что сокращение бизнеса компании пройдет по всей Европе.

Уже начаты переговоры с профсоюзами, как того требуют местные трудовые законы. По словам Армстронга, увольнения «окажутся существенными» и составят «значительное число 50 000 работников». Детали реструктуризации европейского бизнеса компания представит к концу июня.

Известно, что Ford планирует прекратить выпуск моделей, которые не приносят прибыли. Прежде всего это касается модели компактного автомобиля C-Max и семейного седана Grand C-Max. Благодаря отказу от производства этих моделей Ford закроет смену на своем заводе в Германии, ликвидировав 1600 рабочих мест. Прежде компания прекратила производство этих моделей в США.

Ford также закроет завод Ford Aquitaine в Бордо, Франция, где производятся коробки передач, сцепления и другие компоненты для легковых машин.

В Великобритании, где деятельность Ford страдает от политической неопределенности вокруг планируемого выхода Великобритании из ЕС, Ford объединит некоторые административные офисы. На данный момент, по словам Армстронга, решение о закрытии заводов по производству двигателей и запчастей в британских Дагенхеме и Бридженде не принято.

Глава европейского подразделения Ford по-прежнему верит в то, что Великобритания достигнет договоренности с европейскими властями о «плавном выходе» из ЕС. Но в случае «жесткого Brexit» реструктуризация, вероятно, будет более серьезной, отметил Армстронг.

Не только Ford реформирует бизнес

Проблемы с бизнесом в Европе возникли не только у Ford Motor. Серьезный спад продаж наблюдается по отрасли в целом. В октябре продажи новых автомобилей в Европейском Союзе упали на 7,3% по сравнению с предыдущим годом после падения на 23,5% в сентябре. Правда, по результатам первых десяти месяцев 2018 года продажи выросли на 1,6% в годовом выражении. За этот период было реализовано 13 млн автомобилей.

Согласно последним доступным данным, продажи Ford в Европе сократились в третьем квартале 2018 году на 1,6% в годовом выражении. С января по октябрь Ford продал 839 223 автомобиля, что равноценно доле в 6,4% на европейском рынке.

Снижение спроса и, соответственно, снижение прибыли в Европе из-за опасений по поводу Brexit, замедление экономического роста в Китае, а также постепенный отказ от дизельных двигателей вынуждают автопроизводителей агрессивно сокращать свой бизнес после многих лет устойчивого роста.

Jaguar Land Rover, британский производитель автомобилей премиум-класса, также намерен оптимизировать свои затраты. Компания сократит 4500 рабочих мест по всему миру.

General Motors, главный конкурент Ford, продал свой европейский бизнес еще в 2017 году, а сейчас намерен закрыть пять заводов в США и Канаде, чтобы повысить прибыльность и сосредоточить инвестиции на новых технологиях.

В отличие от своего конкурента, Ford не намерен полностью уходить из Европы. «Мы решили, что лучший вариант — остаться в Европе, если мы сможем восстановить бизнес и сделать его прибыльным», — заявил Стивен Армстронг.

Что думают эксперты

«Когда Ford провел похожие меры в США, создавалось впечатление, что компания намерена уменьшить масштабы бизнеса ради сохранения доли на рынке, — прокомментировал решение Ford директор директор аналитического департамента «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. — Когда Ford перешел к оптимизации в Европе, встал вопрос о том, какова будет его доля в будущем на рынке».

«В США превращение некогда эталона бизнеса в выпуск, по сути, только двух моделей седанов и модных грузовиков-пикапов принесло некоторое облегчение тем, кто волновался за перегруженные пенсионные планы компании. Происходящее в Европе тоже улучшит ситуацию с пенсиями в целом по концерну, но сегодня оно воспринимается в контексте глобальных вызовов для макроэкономики международных компаний из Соединенных Штатов. Если никаких кардинальных подвижек в сфере их политики внутри страны и в мире не произойдет, то Ford сильно потеряет в доле рынка и останется один на один с бывшими работниками, прослужившими на конвейере в течение многих лет», — добавил Крылов.

Своим мнением поделился и инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин: «В 2000-х компания интенсивно теряла долю рынка, но в 2007 году была разработана новая стратегия «One Ford». Компания перешла на единый модельный ряд, избавилась от непрофильных активов и оптимизировала производство. Основным рынком сбыта для Ford с позиции полученной прибыли является США. Сокращение сотрудников в Европе — это шаг по повышению эффективности бизнеса в сторону концентрации активностей на наиболее перспективных для компании направлениях».

Что будет с акциями

Акции Ford упали на 0,6% после того, как автопроизводитель заявил, что покинет некоторые из крупнейших рынков Европы, отметил аналитик «Фридом Финанс» Ален Сабитов. Эксперт обратил внимание, что у Ford самая высокая дивидендная доходность в отрасли — порядка 8%. По его словам, компания работает над улучшением своего отстающего положения в инновациях, закрывая убыточное производство с целью повышения эффективности ведения бизнеса. В настоящее время компания недооценена на фоне общего падения американского рынка, заключил Сабитов.

Недооцененными акции Ford считает и Александр Бахтин. Акции Ford торгуются с огромным дисконтом к своим историческим максимумам: капитализация  компании более чем в три раза ниже своих вершин, отметили в «БКС Брокер». В сравнении с отраслью по мультипликатору  EV/ EBITDA  компания сильно недооценена. Если в среднем по отрасли он выше 3-4, то в случае Ford EV/EBITDA ниже 3.

«Краткосрочно данная новость нейтрально положительна для котировок, долгосрочно же все будет зависеть от общих результатов Ford, — резюмировал Бахтин. — Если менеджменту удастся заместить европейскую долю другими рынками, то это также позитивно. В случае провала этой затеи и снижения глобальных продаж котировки пойдут вниз».

Михаил Крылов из «Golden Hills — КапиталЪ АМ» предложил любую долгосрочную возможность заработать на бумагах Ford дисконтировать на вероятность дефолта  . «Все мы хорошо помним, что акционеры General Motors остались с носом, в то время как концерн стал функционировать заново под той же маркой спустя некоторое время и даже вышел на IPO. У меня сложное отношение к тому, чтобы советовать клиентам однозначно купить бумаги Ford» — предупредил эксперт.

Что касается отраслевых аналитиков с Уолл-Стрит, то большинство из них придерживается рекомендаций держать акции автоконцерна. По данным Refinitiv, такие рекомендации дали 15 из 22 экспертов. Пятеро аналитиков рекомендовали бумаги покупать, двое — продавать. В среднем, согласно консенсусу Refinitiv, акции Ford могут в течение года вырасти на 12,8%, до целевого уровня в $9,71 за штуку.

Условная стоимость компании, акции которой обращаются на бирже. Капитализация равна цене акций, умноженной на их количество. Часто используется для оценки эффективности инвестиций в ценные бумаги. EBITDA (англ. Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) - прибыль до вычета процентов, налогов, амортизации и уценки. Финансовый показатель позволяющий оценить сумму денег, которую компания может получить за период. В отличии от прибыли, при расчете EBITDA из суммы доходов не вычитаются такие неденежные расходы как амортизация и переоценка. Один из важных показателей для оценки способности компании обслуживать долг Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика расчетный показатель, позволяющий оценить уровень рыночной недооцененности или переоцененности акции компании. Обычно считается как отношение показателя содержащего рыночную стоимость (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность компании оценивается путем сравнения значения мультипликатора компании с мультипликаторами конкурентов
Чтобы начать инвестировать, нужно открыть брокерский счет
Это можно сделать онлайн за несколько минут