Ретейл, 28 окт 2021, 20:59

Какие ретейлеры выиграют от роста цен: X5, «Магнит» или «Лента»

Основатель телеграм-канала «ИнвестТема» Владимир Литвинов размышляет о перспективах продуктового ретейла и выделяет три компании с наибольшим потенциалом
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock

Внимание инвесторов к российскому рынку продуктового ретейла обусловлено самим масштабом сектора. Объем рынка за последний год оказался почти ₽17 трлн. Согласно исследованию Infoline, с учетом онлайн-сегмента объем рынка вырастет к 2023 году до ₽18,8 трлн. Стоит отметить, что динамика снижается, и на текущий момент прирост составляет всего 4–5% в год. Это означает, что компании не ожидают роста реального потребления. Их волнует сокращение доходов населения как в ближайший год, так и в перспективе следующих трех лет.

Инфляция — основной драйвер роста

Несмотря на органический рост бизнеса и финансовых показателей food-ретейлеров, важным фактором развития остается инфляция, которая неразрывно связана с сектором. Это происходит за счет того, что продуктовая инфляция «перекладывается на полку» и плечи покупателей, тем самым поднимая уровень продаж. Средний показатель прироста индекса потребительских цен в 2020 году составил 3,2%. Также ожидается, что темпы роста сохранятся на текущем уровне и окажут позитивный эффект на выручку. Крупным ретейлерам нужна здоровая инфляция, в связи с чем они пытаются сдержать рост цен, соблюдая антимонопольное законодательство, но по-прежнему являются бенефициарами такого роста.

Фото: «РБК Инвестиции»
Фото: «РБК Инвестиции»

Согласно антимонопольному законодательству, доля рынка на одного ретейлера не должна превышать 25% от общего объема в отдельно взятом регионе. Если более мелким игрокам еще далеко до этих значений, то лидеры роста уже столкнулись с проблемой в некоторых регионах. Однако рынок продуктового ретейла еще имеет запас роста. Так, X5 Retail Group на конец 2020 года занимала долю рынка в 12,8%, а ближайший преследователь «Магнит» — лишь 8,8%. На их фоне даже кратный рост до 1,3% того же «Светофора» выглядит весьма скромным.

Ретейлеры США столкнулись с дефицитом продуктов в праздничный сезон
Ретейл дефицит США

Фокус на онлайн-продажи

Пандемия внесла свои коррективы в деятельность food-ретейлеров и дала толчок к развитию онлайн-продаж. Согласно данным Data Insight, объем российского рынка интернет-торговли вырос на 57% только за 2020 год — до ₽2,7 трлн. При этом наибольший рост был отмечен в категории продуктов питания. Население стало активно использовать онлайн-каналы для приобретения продовольственных товаров. После взрывного роста онлайн-продаж в 2020 году динамика естественно замедлится, но рост сегмента неизбежен. К 2030 году ожидается, что его доля на рынке составит около 10,1%.

Фото: «РБК Инвестиции»

В настоящее время «Пятерочка» занимает 12,6% рынка e-grocery (онлайн-продажа товаров повседневного спроса) и за ближайшие три года планирует увеличить эту долю до 21%. Также стоит отметить растущее присутствие на рынке высокотехнологичных компаний. «Сбермаркет», «Яндекс.Лавка» и «Самокат» показали наибольший прирост. Тут нужно выделить «ВкусВилл», который вышел на третье место по итогам первого полугодия 2021 года.

Проблемы онлайн-сегмента связаны с низкой маржинальностью продаж. Дополнительные расходы на доставку способны снизить рентабельность направления. Однако компании развивают онлайн-продажи, скорее, для покрытия интересов своих клиентов в условиях пандемии и развития омниканальных стратегий. Прибыль уходит в таком случае на второй план. По данным исследовательской платформы NielsenIQ, даже сами компании не ожидают скорого возврата инвестиций от онлайн-направления.

Далее давайте поговорим о трех наиболее крупных представителях сектора, акции которых в данный момент доступны частным инвесторам.

X5 Retail Group

Номером один на российском рынке продуктового ретейла и онлайн-торговли продуктами питания является X5 Retail Group. Компания занимает долю в 12,8% от всего рынка и продолжает расти. Уверенно прибавляют и ее финансовые показатели: выручка за последние пять лет выросла на 91% и только на 10% за девять месяцев 2021 года.

Самым высокомаржинальным сегментом остаются магазины «Пятерочка», которые демонстрируют высокую эффективность. Сегмент гипермаркетов «Карусель» находится в процессе трансформации. Компания продолжает тренд на выход из этого бизнеса. Чего не скажешь о развитии сети жестких дискаунтеров «Чижик», на которую у руководства большие планы.

Адаптация к постоянно меняющимся условиям — главная цель руководства. Отсюда и лидерство в сегменте онлайн-продаж. В нем X5 представлена сразу несколькими сервисами, в том числе Perekrestok Vprok, доля которого в структуре онлайн-продаж должна увеличиться к 2022 году до 55%.

Стабильный денежный поток позволяет ежегодно поднимать уровень дивидендных выплат. За последние три года среднегодовая доходность составила 6,6%, а за 2020 год инвесторы получили 7,7%. Единственным минусом является денонсация налогового соглашения с Нидерландами и, как следствие, фактор двойного налогообложения дивидендов.

FIVE — Фридом Финанс [26.10.2022] [1.02]

«Магнит»

С долей рынка в 8,8% на конец 2020 года, вторую строчку рейтинга топ-10 продуктовых ретейлеров занимает «Магнит». 22 тыс. магазинов представлены в 3,8 тыс. населенных пунктах. Развитая сеть с уникальной инфраструктурой позволяет прирастать в финансовых показателях год к году. За пять последних лет выручка выросла на 44,5%, а в первом полугодии 2021 года ее рост составил скромные 7,7%. Отсутствие значимых результатов в области онлайн-продаж не способствует органическому приросту бизнеса.

Фото: X5 Group

В этом году «Магнит» осуществил одну из крупнейших сделок M&A на рынке продуктового ретейла, выкупив 100% акций DIXY Holding Limited («Дикси»). Данной сделкой компания значительно нарастила свою долю на рынке. За ₽87,6 млрд «Магнит» получил почти 2,5 тыс. магазинов разного формата, пять распределительных центров и более ₽270 млрд выручки в год. Правда, финансовые результаты будут консолидированы только с 1 января 2022 года. Также нужно учитывать, что антимонопольное законодательство не даст в некоторых регионах работать под одной вывеской.

Повышение долговой нагрузки после сделки может оказать негативный эффект на уровень дивидендных выплат, средняя доходность которых за последние три года составляет 9,1%. Однако консолидация финансовых результатов в 2022 году с «Дикси» способна нивелировать этот фактор.

MGNT — UBS [24.10.2022] [0.42]

«Лента»

Одна из крупнейших розничных сетей в России, включающая 254 гипермаркета, 140 супермаркетов, а также недавно запущенный новый формат магазинов у дома — «Мини Лента». В то время как лидеры сектора отказываются от развития гипермаркетов, «Лента» активно наращивает свое присутствие на рынке и уже стала четвертой среди розничных сетей в России по выручке.

Учитывая сложности в открытии магазинов крупного формата, динамика значительно уступает конкурентам. За последний год количество магазинов увеличилось на пять гипермаркетов и на девять супермаркетов. Слабую динамику открытия новых торговых точек компания компенсировала сделкой по приобретению сети магазинов «Билла Россия». Благодаря соглашению «Лента» стала вторым ретейлером на рынке Москвы по количеству супермаркетов с общей долей в 3%. Консолидация активов позволит в будущем получить значительный вклад в финансовые показатели.

«Лента» готова начать выплачивать дивиденды в 2022 году
Лента Ретейл Россия

Выручка компании за последние пять лет увеличилась всего на 45%. За первое полугодие цифры подтверждают слабую динамику бизнеса, прирастая в выручке на 0,5%. А вот онлайн-выручка за тот же период выросла в 4,2 раза, до ₽7,9 млрд. «Лента» активно вступила в борьбу за долю рынка онлайн-продаж. Представлена в нем через сервисы самовывоза и доставки — «Ленточка». Начатая еще в 2020 году экспансия продолжается и в текущем году, насчитывая уже более 88 городов присутствия онлайн-услуг.

«Лента» не платит дивиденды своим акционерам, а если учесть дополнительные обязательства после покупки «Билла», рассчитывать частным инвесторам на выплаты в ближайшее время не стоит. Однако умение руководства справляться с пандемией, наращивать высокотехнологичные направления и сохранять рентабельность бизнеса может вызвать дополнительный интерес с точки зрения инвестиций.

LNTA — Фридом Финанс [25.10.2022] [0.27]

Кто победит в гонке продуктовых ретейлеров?

Помимо рассмотренных компаний, на бирже также торгуется сеть O`KEY, повторяющая бизнес-модель «Ленты», но убыток от основной деятельности не дает акциям нужного импульса. Также на биржу в скором времени предстоит выйти Mercury Retail («Красное & Белое» + «Бристоль») со своей обширной сетью магазинов.

Однако теперь становится понятно, что food-ретейл нельзя назвать защитным активом. Инвесторы понимают, что новые локдауны не затронут системообразующие предприятия, которые будут снабжать население продуктами питания. Ждать нового всплеска продаж, как это было в марте-апреле 2020 года, не стоит, а вот рассчитывать на органический рост лучших представителей сектора можно.

Российские онлайн-ретейлеры столкнулись с дефицитом кадров
Deliveroo Ретейл Россия

Перед руководством компаний сектора стоит задача не в экспоненциальном росте бизнеса, а, скорее, в повышении рентабельности текущего, работе над операционными расходами и в снижении себестоимости — вот что в ближайшие годы будет драйвить акции ретейла. Реализация этих планов в сумме с потенциальным ростом до 25% разрешенной законом доли рынка может вывести компании на радары частных инвесторов.

Не сравнивая друг с другом, дать оценку инвестиционной привлекательности отдельно взятой компании тяжело, но для себя я выбрал X5 Retail Group. Амбициозная компания с большими планами по расширению бизнеса и захвату лидирующих позиций по всем сегментам заняла законное место у меня в портфеле с долгосрочными горизонтами.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.

Ретейл Пищевая промышленность X5 Retail Group Магнит Лента
Читайте также