X5 Retail Group, 16 апр 2020, 14:48

Российский ретейл: кто станет лидером 2020 года

Коронавирус вызвал ажиотаж среди российских покупателей, которые в марте увеличили траты на 15,1%. РБК Quote спросила экспертов, что сейчас происходит на рынке ретейла и какие компании могут быть интересны для инвесторов
Читать в полной версии
Фото: Ермохин Сергей / ТАСС

Март может стать рекордным месяцем по продажам в российском розничном секторе. Новости о быстром распространении коронавируса и карантин вызвали ажиотажный спрос на продукты питания, а страх перед ослаблением рубля привел к росту продаж непродовольственных товаров.

Повседневные траты населения России за минувший месяц выросли на 15,1%, до самого высокого уровня за всю историю наблюдений. Но продолжится ли покупательский бум и стоит ли инвестировать в сектор? Рассказываем.

Продуктовая розница

К настоящему времени большая часть локального позитива для фуд-ретейла осталась позади, считает эксперт по фондовому рынку компании «БКС Брокер» Константин Карпов. Карантин перестал быть двигателем спроса. И вот почему.

1. Режим самоизоляции. Люди гораздо реже посещают магазины, перейдя в основном на закупки онлайн. Многие точки сократили часы работы, чтобы снизить затраты и сосредоточиться на продажах онлайн.

Изменился график работы 70% магазинов «Пятерочка» в Москве и Подмосковье, а около 65% магазинов «Перекресток» сократили рабочий день на один-два часа.

2. Спад потребительского ажиотажа. Население «наелось гречки» — пик популярности так называемых товаров для карантина остался позади. Люди закупились продуктами долгого хранения впрок и стали реже приобретать товары — как офлайн, так и онлайн.

На неделе с 30 марта по 5 апреля темпы роста продаж риса замедлились по сравнению в тем же периодом прошлого года с 63% до 24%, макаронных изделий — с 68% до 17%, а гречки — вообще с 70% до 1%, говорят данные исследовательской компании Nielsen.

В целом продажи продуктов питания в апреле могут сократиться на 30–40%, прогнозирует эксперт инвестиционной компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Хотя в онлайн-сегменте продажи выросли в 300–400 раз, в супермаркетах и гипермаркетах они упали примерно на 70%, в магазинах у дома — на 30–50%.

3. Снижение доходов населения. Эпидемия коронавируса сильно ударила по экономике. Многие пострадавшие предприятия были вынуждены отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск, а то и вовсе уволить.

«Скорее всего, в ближайший месяц мы увидим некое подобие сберегательного режима потребления, что не лучшим образом отразится на результатах ретейлеров во втором квартале», — предупредил Константин Карпов.

По данным исследовательской компании «Ромир», на неделе с 30 марта по 5 апреля население в России стало тратить на повседневные нужды на 47,6% меньше, чем неделей ранее.

Непродовольственный ретейл

Снижение реальных доходов населения в кризисные периоды всегда негативно отражалось на розничной отрасли. Но самый сильный удар всегда приходился на представителей непродовольственного ретейла, рассказал инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин.

Дело в том, что спрос на продукты будет всегда, а вот без некоторых других товаров вполне можно обойтись. Хорошей иллюстрацией здесь может стать ювелирный сектор. За неделю с 6 по 12 апреля спрос на ювелирные украшения обвалился на 95%.

«Девальвация рубля для представителей непродовольственной розницы полезна только в самом начале, когда потребитель в страхе обесценивания денег без разбора сметает все с полок. Далее идет долгий период стагнации, поэтому инвестиции в представителей этой отрасли в кризисные годы не выглядит разумной идеей», — предупредил эксперт.

Стоит ли все-таки вкладываться в розничный сектор

Если снижение располагаемых доходов населения не пугает, то лучше обратить внимание на представителей продуктового ретейла. При этом внимания здесь достойны всего два представителя — это «Магнит» и Х5 Retail Group, если выбирать из наиболее ликвидных компаний, говорит Павел Веревкин из «Алор Брокера».

Акции «Магнита» с начала года потеряли лишь 4%, в то время как индекс Мосбиржи упал более чем на 14%. Аналогичная картина наблюдается и в акциях X5. Для сравнения, «Лента» с начала года обвалилась на 20%, отразив негативную динамику прибыли.

«Акции Х5 и «Магнита» сейчас покупать стоит, — согласен с коллегой Георгий Ващенко. — Это системообразующие игроки, при необходимости государство их поддержит. Акции ретейлеров вообще первыми растут после кризиса».

К тому же после снятия карантина объемы и структура продаж вернутся в норму уже через одну-две недели. В то же время карантин даст толчок росту интернет-продаж, добавил он.

Правда, лучше всего инвестировать в акции продуктовых ретейлеров на срок более года, учитывая ожидаемую высокую волатильность этих бумаг в кризис, предупредил Веревкин.

«Несмотря на явно защитные функции акций «Магнита» или X5, динамика бумаг все еще сильно зависит от глобальных трендов на фондовых рынках. Пик кризисных явлений в глобальной экономике еще впереди, и есть реальные риски просадки указанных выше компаний на 5–15%», — объяснил положение Карпов.

X5 Retail Group

«Если абстрагироваться от влияния коронавируса на бизнес компании, то X5, пожалуй, является нашим фаворитом и самой качественной историей среди фуд-ретейла», — сообщил эксперт «БКС Брокера» Константин Карпов.

Компания за последние три-четыре года сумела нарастить прибыль в условиях очень высокой конкуренции. У X5 более устойчивые операционные показатели, чем у «Магнита», а сопоставимые продажи в 2019 году выросли на 4% против 0,4% у соперника, объяснил аналитик.

По итогам первого квартала 2020 года сопоставимые продажи компании подскочили на 5,7% — максимальное значение со второго квартала 2017 года. А выручка выросла на 15,9% по сравнению с тем же кварталом 2019 года. И все благодаря мартовскому скачку спроса.

В ближайшее время X5 собирается запустить новый формат магазинов низких цен — так называемые «жесткие дискаунтеры», а также заняться продажей алкоголя онлайн, сообщили в компании. Из-за коронавируса компания сократит планы по реконструкции и открытию магазинов, что позитивно повлияет на ее затраты.

Прогнозная цена по компании от «БКС Брокер» по X5 — ₽2500 за бумагу.

«Магнит»

«Тем не менее X5 — самая дорогая компания сектора по мультипликатору EV/EBITDA (6,2х). Да и дивидендная политика тоже не радует своей щедростью и предлагает всего 5%», — считает Павел Веревкин. По мнению этого эксперта, лучше обратить внимание на акции «Магнита», EV/EBITDA которых пониже (5,6х), а дивидендная доходность гораздо выше (за 2019 год она может составить 8,7%).

Георгий Ващенко из «Фридом Финанса» ожидает, что в первом квартале выручка «Магнита» может вырасти до ₽350 млрд. «Трафик сильно сократится в магазинах крупного формата, генерирующих менее 25% выручки сети, зато в магазинах «у дома» продажи увеличатся благодаря росту трафика и средним ценам», — объяснил он.

«Правда, для наилучшей точки входа [в акции «Магнита»] следует дождаться коррекции вниз, — предупредил Веревкин. — После панических распродаж марта акции «Магнита» отскочили на 43%. Так что в ближайшее время спекулянты могут зафиксировать прибыль, а котировки — скорректироваться в район ₽3000–₽3100 за акцию».

Целевая цена акций «Магнита» от «Фридом Финанса» — ₽3600 за бумагу.


Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

X5 Retail Group Магнит Ретейл Коронавирус
Читайте также