18 мар 2020, 15:46

Пустые полки: как торговые сети заработают на вирусе

На случай введения карантина люди раскупают гречку, тушенку, макароны и туалетную бумагу. РБК Quote спросила экспертов, сколько продуктовые ретейлеры в России могут заработать на коронавирусе
Читать в полной версии
Фото: X5 Retail Group

В последнюю неделю в России был отмечен рост спроса на макароны, крупы, стиральные порошки и санитайзеры. Первый квартал 2020 года может стать чрезвычайно прибыльным для российских продуктовых сетей. Так ли это? РБК Quote расспросила об этом аналитиков и представителей ретейлеров.

«В моменте сильную поддержку получают ретейлеры в продуктовом и фармацевтическом сегментах, так как люди совершают панические закупки продуктов на случай карантина и, соответственно, лекарственных препаратов, медицинских масок и антисептиков», — рассказал директор офиса продаж компании «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов.

Также окажутся в выигрыше онлайн-сервисы. Это связано с тем, что многие люди вынуждены сидеть дома. Часть российских компании отправила сотрудников работать удаленно. Сервисы доставки магазинов сети X5 Retail Group сейчас испытывают предельную нагрузку, заказы товаров на дом выросли в десятки раз.

Котировки продуктовых ретейлеров на торгах в среду, 18 марта, демонстрируют динамику лучше рынка. На 14:56 мск в первой пятерке лидеров находились три компании этого сектора. Акции «Ленты» прибавили 9,14%, ГДР X5 Retail Group — 4,04%, а «Магнита» — 2,01%. При этом индекс Мосбиржи снижался на 4,11%.

А если точнее?

«Сейчас по выручке статистических данных нет — они могут появиться лишь по окончании месяца, — сообщил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Но о тенденциях можно судить по заявкам от крупнейших ретейлеров поставщикам».

По категории продуктовых товаров длительного хранения (крупы, сахар, чай, консервы) объем заказов вырос в среднем в два — пять раз. Некоторые сети, имеющие дополнительные складские площади, увеличивают заказы по сравнению с аналогичными периодами в семь — десять раз. По товарам длительного хранения, соответственно, выручка может вырасти на 25–50%, предположил аналитик.

На фоне паники в гипермаркетах выручка «Ленты», «Магнита» и X5 Retail Group должна вырасти, что неминуемо приведет к росту операционных доходов. Эффект будет кратковременным, но сильным, считает аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Дмитрий Донецкий.

«Несмотря на смену стратегии у «Ленты», мы ожидаем роста выручки и EBITDA в первом полугодии 2020 года в диапазоне 5–10%. Правда, если не вмешаются какие-либо незапланированные факторы. У «Магнита» предполагаем рост выручки на 10–15% и положительную динамику по EBITDA, а у X5 Retail Group рассчитываем на рост выручки до 20% и также положительную динамику EBITDA», — спрогнозировал эксперт.

Что рассказали ретейлеры

Представители торговых сетей прогнозы по финансовым показателям дать отказались, но рассказали, что принимают меры, чтобы избежать дефицита товаров.

«Мы увеличили объемы поставок социально значимых товаров со складов в магазины в два — четыре раза и скорректировали правила выкладки — некоторые товары будут выставляться палетами, чтобы обеспечить возросший спрос», — сообщили в X5 Retail Group на запрос РБК Quote.

По словам представителя компании, запасов на складах достаточно, цены стабильны. При нехватке товаров новая поставка будет сделана в течение дня.

На сегодняшний день число зараженных коронавирусом в России составляет 147 человек. За сутки их число выросло на 33 человека.

Меры, предупреждающие возможную нехватку продуктов, также начал принимать «Магнит». Ретейлер заявил об увеличении отгрузок из распределительных центров в магазины на 30% по всему ассортименту продукции, в том числе по крупам, муке и сахару.

Российские торговые сети располагают запасами социально значимых товаров в среднем на 48 недель, сообщил 17 марта замглавы Минпромторга России Виктор Евтухов. Дефицита продуктов не ожидается, заверил он.

Минусы?

Есть в текущей ситуации для розничных компаний и минусы. «Очевидно, что торговые сети создают запасы, чтобы поддержать продажи в период ажиотажа, а также на случай перебоев в поставках из-за возможных карантинных мероприятий. Но если будет ограничено передвижение между регионами, это скажется на логистических цепочках по доставке товаров ретейлерам», — предупредил Артем Деев.

По словам Вячеслава Абрамова, ретейлеры, у которых доля импорта продукции из Китая составляла основную часть, несут большие потери. Например, доля поставок X5 Retail Group из КНР составляет 1%, а доля поставок в магазины одежды и бытовой электроники достигает 30–100%.

Сейчас многие компании пытаются найти альтернативных поставщиков. Ситуация стабилизируется, только когда появятся признаки, что распространение вируса замедляется и границы между государствами откроются. До тех пор многие ретейлеры будут нести существенные потери.

А что с акциями?

«Сейчас, на наш взгляд, наиболее привлекательными выглядят акции «Ленты». Они самые дешевые во всем продуктовом ретейле. По мультипликаторам значения: EV/EBITDA на уровне 4,4х, P/E — 6х», — полагает Дмитрий Донецкий.

Менеджмент «Ленты» активно сокращает долг, после чего компания может начать выплачивать дивиденды. «Лента» способна выплачивать порядка ₽22 на акцию при текущих условиях, рассчитал эксперт. «Поэтому мы смотрим довольно позитивно на акции (ГДР) Ленты», — заключил он.


Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Читайте также