13 июн 2019, 07:05

Старые деньги. Можно ли заработать на компаниях с большой историей

На американском рынке можно найти зрелые компании с более чем вековой историей. Они не предлагают больших прибылей, но могут защитить от экономических бурь. Эксперты рассказали, стоит ли вкладываться в такой бизнес
Читать в полной версии
Фото: пользователя Derek Bruff с сайта flickr.com

Как правило, повышенное внимание участников рынков акций приковано к достаточно молодым компаниям, работающим в технологическом секторе. Однако на американском фондовом рынке немало компаний, образованных 100 и более лет назад. Среди них энергетическая корпорация PPL, железнодорожный перевозчик Norfolk Southern и производитель потребительских товаров Procter & Gamble.

Такие компании давно достигли своей зрелости и не в состоянии предложить впечатляющего роста. Однако, по мнению аналитиков, «старые компании» могут стать достойным вкладом в портфель инвестора. Они обладают полезным качеством — устойчивостью на рынке во времена экономического спада. По просьбе РБК Quote эксперты оценили перспективу вложений в три известные американские компании, в каждой из которых достаточно «старых денег».

Old Money (в переводе с английского «старые деньги») — собирательное название семей, в которых деньги передаются по наследству. Антонимом служат New Money — то есть «новые деньги». Так называют людей, которые заработали состояние с нуля.

PPL Corporation

Энергетическая корпорация PPL занимается производством, передачей и распределением электроэнергии в американских штатах Кентукки и Пенсильвания, а также в Великобритании. Энергохолдинг обслуживает более 10 млн клиентов и имеет репутацию надежного объекта для инвестиций. Компания была образована в 1920 году.

PPL Corporation торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Акции PPL относят к разряду защитных активов, поскольку компания принадлежит к сектору коммунальных услуг и, как правило, приносит стабильный доход независимо от экономического цикла.

«С 1980 года акции компании подорожали почти в восемь раз, с $4 до $31. Сейчас они показывают низкую волатильность и относительно независимы от общих движений рынка», — сообщили аналитики инвестиционной компании Exante. С 1946 года корпорация постоянно выплачивает своим акционерам дивиденды. За последние 18 лет холдинг повысил дивиденды 17 раз.

В прошлом году PPL инвестировала более $3,3 млрд в модернизацию энергосистемы. Столько же компания намеревается вложить в инфраструктуру в 2019 году. В целом с 2019 по 2023 год PPL Corporation планирует инвестировать около $15 млрд в свои предприятия в США и Великобритании. Цель — сделать сеть более устойчивой.

Это принесет пользу как клиентам, так и акционерам, уверен президент и главный исполнительный директор PPL Уильям Спенс. В текущем году поставщик электроэнергии рассчитывает получить прибыль в размере $2,24–2,44 в пересчете на акцию, в 2020-м — на 5–6% больше, а в 2021-м — $2,5–2,8 на акцию. Консенсус Refinitiv ожидает, что в 2019 году показатель составит $2,37 на акцию.

Фото: PPL/Facebook

Несмотря на то что компания имеет репутацию надежного объекта для инвестиций, ее акции с середины марта теряли в цене. Особенно не понравилась инвесторам отчетность энергохолдинга за первый квартал текущего года. С момента выхода результатов 2 мая и до конца месяца бумаги подешевели на 4,3%. В июне, после непродолжительного отскока, акции продолжили дешеветь.

Выручка компании в первом квартале снизилась на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Скорректированная прибыль упала на 1,7%. В пересчете на акцию прибыль составила $0,7 против $0,74 годом ранее.

Снижение прибыли на акцию связано с ухудшением результатов в американских сегментах энергетической корпорации. Однако падение отчасти компенсировала более высокая прибыль в Великобритании. Все значения оказались ниже ожиданий аналитиков.

«PPL — пример зрелой компании, от которой едва ли можно ожидать быстрого роста. Она вполне соответствует критериям крепкой Value-компании с невысоким мультипликатором P/E и хорошими дивидендами. Вложение представляется неплохой консервативной инвестицией», — полагают аналитики инвестиционной компании Exante.

Value-компании — это недооцененные компании. То есть компании с высокими прибылями и оборотами, но аномально дешевыми акциями, которые, вероятнее всего, в будущем подорожают.

«Судя по мультипликатору P/E, акции PPL сейчас почти в два раза дешевле, чем у аналогичных компаний. Однако подобная дешевизна может быть справедливой, так как отражает риски, связанные с неопределенностью в отношении Brexit», — считает аналитик «Фридом Финанса» Ален Сабитов.

Компания получает почти треть выручки в Великобритании. Неясные перспективы выхода страны из ЕС создают риски для PPL, так как будущая регуляторная среда и спрос на электричество могут ухудшиться.

Показатель P/E — отношение рыночной стоимости компании к ее прибыли. Это инвестиционный мультипликатор, который показывает, за сколько лет окупятся инвестиции в компанию. По значению P/E также можно судить, справедлива ли стоимость компании. Малые значения сигнализируют о том, что она недооценена, большие — переоценена.

По данным Exante, из трех анализируемых компаний у PPL наиболее низкое значение мультипликатора P/E — 11,8. «Эта компания, скорее всего, интересна с точки зрения дивидендной доходности, которая находится около 5%, — рассказал ведущий аналитик «Открытие Брокер» по международным рынкам Алексей Корнилов. — Дивидендная доходность более прогнозируема, чем в других секторах, так как денежный поток в меньшей степени подвержен влиянию экономических циклов и конкуренции».

Фото: NS/Facebook

Norfolk Southern

Один из ведущих железнодорожных перевозчиков США Norfolk Southern основан в 1900 году. Компания занимается перевозками угля, химикатов, металлов, строительных материалов, автомобильной и промышленной продукции. Кроме того, Norfolk Southern обслуживает все крупные контейнерные порты на востоке США.

Дочерняя структура Norfolk Southern Railway обслуживает примерно 19 500 маршрутных миль в 22 американских штатах. Транспортные мощности компании насчитывают порядка 4270 локомотивов.

Компания торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже с 1980-х годов, большую часть времени демонстрируя уверенный рост. С 1990 года ее акции подорожали в 14 раз. Перевозчик стабильно выплачивает дивиденды 146 кварталов подряд.

Norfolk Southern поставила себе амбициозные цели на 2019–2021 годы, которые представила на конференции 11 февраля. Руководство компании рассчитывает к 2021 году достичь роста выручки в 5% против 2,9% в 2018 году. При этом в течение прогнозируемого периода уровень затрат не должен превысить 16–18% от выручки. К 2021 году компания планирует уволить 3 тыс. сотрудников и сэкономить $900 млн.

За это время в Norfolk Southern намереваются поднять коэффициент выплат с 31,5% по состоянию на декабрь 2018 года до 33%. Компания также продолжит обратный выкуп, используя для этого свой FCF. «Norfolk Southern сохраняет возможность увеличения эффективности, что является одним из основных стимулов роста ее акций», — прокомментировал ситуацию в компании Ален Сабитов из «Фридом Финанса».

По мнению аналитика, улучшение операционной эффективности происходит благодаря внедрению системы точного планирования железных дорог (precision-scheduled railroading). Опыт внедрения подобной системы конкурентов показывает положительное влияние на прибыльность.

После обвала фондового рынка в четвертом квартале 2018 года акции компании полностью отыграли потери и продолжили расти. С конца декабря прошлого года они в совокупности прибавили 44%, а 24 апреля 2019 года побили рекордные уровни, составив на пике $211,46 на акцию.

Рост котировок подстегнула квартальная отчетность Norfolk Southern за первый квартал и планы на будущее. За первые три месяца года выручка увеличилась на 4,5%, чистая прибыль прибавила 22,6%. Кроме того, Norfolk Southern сумел уменьшить затраты на 0,4% за счет сокращения персонала.

Акции Norfolk Southern более волатильны, чем акции PPL, но и средний рост их выше, обратили внимание в Exante. Несмотря на возраст, Norfolk Southern демонстрирует неплохие признаки компании типа Growth: хороший многолетний рост котировок, относительно низкие дивиденды.

Коэффициент P/E, однако, у нее ближе к типу Value (19,4). Компания рентабельна и обладает серьезной инфраструктурой, но при этом находит возможности для роста. Norfolk Southern представляется неплохим вложением, считают аналитики Exante.

Growth-компании — это компании, которые в последние годы показали хороший рост прибылей, оборотов и котировок и от которых ожидается продолжение той же динамики в будущем.

С большей осторожностью перспективы компании оценивает аналитик «Открытия Брокер» Алексей Корнилов. «Компания относится к транспортному сектору, который является одним из основных барометров самочувствия экономики. Как следствие, компания сильно подвержена влиянию экономических циклов и представляет интерес для инвесторов, желающих участвовать в росте экономики», — считает Алексей Корнилов из «Открытия Брокер».

Ален Сабитов из «Фридом Финанса» прогнозирует падение акций Norfolk Southern. «Текущие оценки рынка могут указывать на несколько завышенные ожидания от компании», — считает эксперт. Целевая цена «Фридом Финанса» по акциям Norfolk Southern $186,26, что на 7,5% ниже текущих оценок.

Штаб-квартира Procter & Gamble (Фото: пользователя J. Stephen Conn с сайта flickr.com)

Procter & Gamble

Старейшая из анализируемых компаний Procter & Gamble основана в 1837 году. Один из лидеров мирового рынка потребительских товаров владеет брендами Pampers, Tide, Ariel, Fairy, Always, Lenor, Oral-B, Olay, Tampax, Pantene, Head & Shoulders, Gillette и многими другими.

Компания имеет давнюю историю биржевых торгов. С 1980 года акции Procter & Gamble подорожали почти в 50 раз, существенно обогнав рост индекса Dow Jones. Бумаги Procter & Gamble также относятся к разряду защитных.

«Procter & Gamble относится к защитному сектору, который, как правило, обгоняет индекс в периоды спада в экономике. Это объясняется тем, что потребители продукции Procter & Gamble в меньшей степени меняют свои привычки в зависимости от экономического цикла», — пояснил Алексей Корнилов из «Открытия Брокер».

«Обычно во время завершения экономического циклического роста и приближения спада спрос на бумаги сектора нециклических потребительских товаров среди инвесторов растет. Считается, что потребители продолжат покупать так называемые продукты первой необходимости», — поддержал коллегу аналитик «Фридом Финанса» Ален Сабитов.

Акции Procter & Gamble наименее зависимы от общего движения рынка, что делает их привлекательным инструментом для диверсификации, констатировали в Exante. Мультипликатор P/R компании составляет 24,9. Это самое большое значение показателя среди трех анализируемых компаний.

В минувшем квартале чистая прибыль Procter & Gamble возросла на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В пересчете на акцию чистая прибыль увеличилась до $1,04 против $0,95 годом ранее. Она выросла благодаря росту цен и повышению спроса на развивающихся рынках.

За три месяца Procter & Gamble потратил на выкуп собственных акций $1,3 млрд, на выплату дивидендов — $1,9 млрд. В начале апреля компания подняла дивиденды за 63-й год подряд.

С начала года акции Procter & Gamble подорожали на 18%, а за три года прибавили 24%. «Компания является типичным представителем своего сектора, который характеризуется скромным, но более стабильным ростом, чем в других секторах. Обычно темпы роста таких компаний находятся на уровне 5–6% и фундаментально ограничены темпами роста населения», — обрисовал ситуацию в компании Алексей Корнилов.

«Procter & Gamble — зрелая компания с огромной инфраструктурой, стабильной прибылью и котировками, которые имеют тенденцию к неплохому росту. Дивиденды компании не так высоки, как у PPL, но очень стабильны. Компания входит в престижный индекс S&P 500 Dividend Aristocrats. Это означает, что уже не менее 30 лет она не только ежегодно платит дивиденды, но и повышает их. Все это делает ее акции неплохим консервативным вложением», — уверены аналитики Exante.

Сейчас из-за обострения торгового конфликта вероятность рецессии в США растет, поэтому акции Procter & Gamble будут стоить дороже относительно рынка, считает Сабитов. «Выручка компании обещает рост в пределах 1% в 2019. Однако потенциала дальнейшего роста в бумагах мы не видим», — заключил представитель «Фридом Финанса». Его целевая цена для Procter & Gamble — $105,69 за акцию, что на 3% ниже текущих уровней.

«Суммируя вышесказанное, можно отметить, что все три компании могут рассматриваться как кандидаты для включения в портфель. Они являются типичными представителями своих секторов, предлагающих либо большую надежность и стабильность, либо большее участие в экономическом росте. При включении компаний из разных секторов в портфель инвесторы добиваются диверсификации и снижения риска», — сделал вывод Алексей Корнилов.

Вердикт аналитиков: PPL либо Procter & Gamble

Читайте также