06 июн 2019, 09:38

Fiat и Renault отказались объединяться. Вот еще 5 провалившихся слияний

Автомобильные концерны Fiat Chrysler и Renault Nissan не смогли договориться о слиянии. Мы нашли еще пять примеров, когда подобные сделки срывались в последний момент
Читать в полной версии
Фото: пользователя Kappadue Innovazione с сайта flickr.com

Автомобильный концерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA) отозвал свою заявку на объединение с Renault Nissan. Это произошло после того, как правительство Франции — основной акционер Renault — решило отложить слияние, сообщает Financial Times. Задержка не устроила FCA, и итало-американский автопроизводитель отказался от сделки на $33 млрд.

Провальное слияние Renault и Fiat Chrysler стало далеко не первым случаем, когда крупные компании не смогли договориться об объединении. Редакция РБК Quote нашла пять ярких примеров, когда подобные сделки срывались в последний момент.

Впервые этот текст был опубликован 29 мая 2019 года. В тот момент Renault и FCA еще вели переговоры о слиянии. Сейчас мы заново размещаем эту статью, так как переговоры двух компаний завершились отказом от сделки.

Pfizer, Allergan и Министерство финансов США

Для крупных фармацевтических компаний поглощение перспективных конкурентов — ключевая часть стратегии. Важно как можно раньше получить права на потенциально популярный препарат, который поможет расширить присутствие на рынке.

Pfizer относится к тем корпорациям, которые активно эксплуатируют такой подход. Это один из крупнейших фармацевтов в мире. Компании, которые купила Pfizer, исчисляются десятками.

В 2015 году Pfizer решил приобрести базирующуюся в Дублине компанию Allergan. Но целью был не новый препарат. С помощью слияния руководство Pfizer захотело перевести компанию в Ирландию, налоговое законодательство которой гораздо мягче американского. При таком сценарии Pfizer могла бы экономить около $1 млрд на налогах ежегодно. Потенциальное поглощение Allergan оценили в $150 млрд.

План одного из главных налогоплательщиков в Соединенных Штатах не понравился американскому Министерству финансов. Ведомство оперативно вмешалось. В законодательство были внесены поправки, которые усложнили подобные «переезды» компаний в благоприятные с точки зрения налогов страны. Усложнили настолько, что Pfizer отказался от поглощения Allergan, за что выплатил неустойку в $150 млн.


BHP Billiton, Rio Tinto и мировой экономический кризис

Фото: BHP Billiton

Крупнейшая в мире по объемам производства горнодобывающая компания BHP Billiton была сформирована в 2001 году. Именно тогда произошло слияние Broken Hill Proprietary Company и Billiton. Через несколько лет BHP Billiton решила стать еще больше и предложила сделку другому лидеру индустрии — третьей по мировому объему англо-австралийской Rio Tinto.

Акционеры Rio Tinto получили в качестве предложения 3,4 акции BHP Billiton за каждую акцию своей компании. Сумма сделки оценивалась в $68 млрд. В случае ее успешного закрытия капитализация объединенной компании достигла бы $170 млрд.

В секторе горной промышленности мог появиться настоящий колосс, на долю которого приходилось бы больше трети мировых объемов добычи железной руды. Неудивительно, что против объединения выступили сталелитейные компании, заметившие в слиянии признаки монополизма. Но их действия существенного успеха не имели.

18 месяцев двум компания потребовалось, чтобы обговорить детали. А потом наступил мировой экономический кризис 2008 года. Произошло рекордное падение объемов мировой торговли, резко снизились цены на сырье, что ударило по добывающим компаниям. Правление BHP Billiton посчитало сделку в сложившихся условиях слишком рискованной и отозвало предложение.


Лондонская биржа, Deutsche Börse и комиссия ЕС

Фото: Deutsche Börse AG

Компания London Stock Exchange Group владеет множеством финансовых организаций. Один из ключевых активов — лондонская фондовая биржа.

В свою очередь, Deutsche Börse AG — одна из крупнейших биржевых организаций на планете. В 2016 году две эти компании решили объединиться, чтобы создать крупнейшую биржу в Европе. Стоимость сделки по оценкам того времени должна была составить $30 млрд. Компании предпринимали попытки объединиться с 2000 года, в 2016-м была уже пятая.

Но и она провалилась. Сначала в дело вмешался прошедший в Великобритании референдум, по итогам которого страна решила покинуть Евросоюз. Сложность состояла в том, что штаб-квартира объединенной компании должна была находиться в Лондоне (за пределами «новой» Европы), а больше половины ее акций принадлежали бы Deutsche Börse (которая находится во Франкфурте, то есть внутри Евросоюза).

Критиковать объединение начали и биржи других стран, например Франции, Португалии и Нидерландов. Они считали, что слияние поставит их в уязвимое положение на рынке биржевых услуг.

Наконец, представители Европейской антимонопольной комиссии заявили, что подобное объединение фактически создаст монополию на рынке инструментов с фиксированным доходом — например, на рынке облигаций. Вскоре регулятор наложил вето на слияние компаний, и пятая попытка его провести закончилась неудачей.


WorldCom, Sprint и антимонополисты

Фото: Sprint

В девяностых WorldCom был вторым после AT&T провайдером телефонной связи в США. Добиться этого удалось очевидным и популярным методом — покупкой конкурентов. В 1999 году возник риск, что AT&T попрощается со статусом лидера, поскольку WorldCom объявил о планах слияния с телекоммуникационной компанией Sprint.

Сделка должна была стать крупнейшим слиянием двух корпораций в истории, ее стоимость оценивалась в $115 млрд. Но вновь вмешались регуляторы — на этот раз и США, и Европы. Власти опасались, что образованная компания задушит конкуренцию в сфере телекоммуникационных услуг и подожмет под себя весь рынок.

Под давлением Евросоюза и Министерства юстиции США советы директоров отказались от попыток провести сделку.


AOL, Time Warner и лопнувший экономический пузырь

Фото: пользователь Mike Macadaan сайта flickr.com

Последняя покупка в нашем списке все же состоялась. Но все 19 лет с момента закрытия сделки ее называют худшей в истории. Речь о медиакомпаниях AOL и Time Warner.

В конце девяностых AOL была крупнейшим интернет-провайдером США, а сама отрасль переживала небывалый расцвет. Медийная компания Time Warner в 1999 году решила зайти на растущий рынок и договорилась с AOL о ее приобретении за $160 млрд.

Соглашение казалось крайне выгодным для обеих сторон: аналитики с восторгом отзывались о прозорливости такого объединения. Компании согласились на все ограничения регуляторов. Даже при этом ожидалось, что новая организация станет бесспорным лидером медиаиндустрии и интернета в Соединенных Штатах.

Но спустя несколько месяцев после того, как сделка была благополучно закрыта, лопнул пузырь доткомов. Обвалилась биржа NASDAQ, интернет-компании стали закрываться, началась волна увольнений. Из всего сектора интернета деньги стремительно испарились.

AOL начала нести многомиллиардные убытки: со временем капитализация компании упала с $226 млрд до $20 млрд. В 2002 году потери AOL Time Warner составили $99 млрд — абсолютный рекорд для одной компании. В последующие годы оправиться от удара так и не удалось, и в 2009 году AOL и Time Warner снова разделились.

Читайте также:

Пузырь доткомов: что это такое и почему все говорят о повторении истории

Читайте также