18 окт 2018, 17:38

ВТБ и Сбербанк создадут авиакомпанию. Как это скажется на их бизнесе?

Сбербанк и ВТБ создадут авиакомпанию для региональных перевозок. Она сможет занять третье место в России. Аналитики негативно восприняли эту новость. Эксперты указали на сложное положение авиакомпаний в России
Читать в полной версии
Фото: пользователя Pauls 88 с сайта flickr.com

Сбербанк и ВТБ получили поручение от правительства России создать авиакомпанию для региональных перевозок. Об сообщили «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к банкам. В настоящий момент определяется бизнес-план и состав акционеров. Доля банков и иные возможные акционеры неизвестны, сама компания появится не раньше 2019 года.

Запланированный пассажиропоток компании — 6–10 млн человек в год. В случае ее создания это автоматически сделает новую структуру лидером на рынке внутренних перевозок. В России сейчас две компании перевозят более 10 млн пассажиров — «Аэрофлот» и S7 Group. Существенная часть их перевозок приходится на международные рейсы.

Что это значит для банков и для рынка

Бизнес авиаперевозчиков в российских реалиях низкорентабельный, а внутренние региональные перевозки и вовсе убыточны — они не могут существовать без льгот и дотаций. Об этом РБК Quote рассказал аналитик «Финама» Алексей Калачев.

Рентабельности авиаперевозчиков мешают дорогие самолеты, высокие ставки по лизингу и дорожающее топливо. Эти факторы можно было бы компенсировать высокими ценами на билеты, однако невысокая мобильность бедного населения с низкими доходами не позволяет авиакомпаниям увеличивать тарифы, считает Калачев.

«Сомневаюсь, что это инициатива самих банков, а не «подсказка» сверху в качестве «социальной нагрузки» — как и инфраструктурные проекты для металлургов из «списка Белоусова», — заявил аналитик «Финама».

Новая авиакомпания будет заведомо дотационной, ее содержание ляжет дополнительным грузом на экономику банков, убежден эксперт. «Эта новость не будет позитивной для акций ВТБ и «Сбербанка», — констатировал Калачев. — Попытки переложить заботу об инфраструктурных и социальных проектах на плечи крупнейших эмитентов не будут позитивом для фондового рынка».

Пока нет данных по долям Сбербанка и ВТБ, а также по наличию или отсутствию иных акционеров, определить точное влияние новости на банки невозможно. Такую оценку привел начальник отдела экспертов фондового рынка «БКС Брокер» Василий Карпунин.

«Тем не менее, в масштабе Сбербанка такая компания, пусть даже с годовым пассажиропотоком 6-10 млн человек, должна иметь незначительный вес», — считает Карпунин. Он привел в пример капитализацию «Аэрофлота» в 110 млрд руб. с общим парком в 330 судов в и пассажиропотоком чуть более 50 млн человек. Стоимость Сбербанка почти в 40 раз выше «Аэрофлота».

«Это капиталовложения в не самых привлекательных рыночных условиях. Сектор авиаперевозок сейчас оказался не в лучшем положении из-за резкого роста цен на авиатопливо в 2018 году, а также из-за ослабления рубля, которое приводит к росту лизинговых платежей, номинированных в долларах или евро. Синергия банковского бизнеса и авиаперевозок может быть в первую очередь в области лизинга», — заключил эксперт «БКС Брокер».

Оценить влияние непрофильного бизнеса на банки отказались аналитики банка «Глобэкс».

Есть ли плюсы?

«Сбербанк и ВТБ являются лидерами в банковской сфере России, и если им поручено сделать авиакомпанию, то поверьте — это будет одна из лучших компаний. Безусловно, это не основной бизнес для банков, и какова будет доля авиабизнеса в выручке, пока сказать сложно. Но точно ясно одно — будущий перевозчик с 6-10 млн пассажиров в год в России будет одним из лидеров», — предсказал руководитель управления по работе с клиентами «Церих Кэпитал Менеджмент» Сергей Королев.

«По всей видимости, предполагается что госбанки выступят в качестве инвесторов на начальной стадии проекта. Инвестиции конвертируются в долю банков в авиакомпании и, когда проект войдет в «зрелую стадию», они смогут возвратить инвестиции за счет продажи своей доли», — рассуждает аналитик.

Как это повлияет в дальнейшем на бизнес банков пока сложно спрогнозировать, поскольку нет данных о механизме финансирования проекта, но если через кредиты — то это увеличение кредитного портфеля, что позитивно для банков, считает Королев.

Однако в последние годы авиационная отрасль была не на подъеме. Акции флагмана рынка — «Аэрофлота» — в затяжном падении с марта 2017 года. В том же 2017 году с рынка ушла «ВИМ-Авиа», перевозчик из топ-10. Отрасль испытывает трудности в связи с сильной динамикой курсов валют и резким ростом стоимости топлива — эти факторы увеличивают себестоимость перевозок, перечисляет представитель «Цериха». «В связи с этим быстрого возврата инвестиций ждать не приходится», — подытожил эксперт.

В день публикации новости о новой авиакомпании котировки ВТБ и Сбербанка пошли вниз. К моменту написания заметки обыкновенные акции Сбербанка подешевели на 1,3%, привилегированные — на 1,09%. Бумаги ВТБ упали на 1,4%.

Читайте также