02 сен 2018, 08:04

«Третий эшелон» рынка. Можно ли заработать на неликвидных акциях?

На российском рынке есть акции, которыми никто не хочет торговать. Редакция РБК Quote выделила три компании с такой репутацией и узнала, стоит ли вкладываться в бумаги «третьего эшелона»
Читать в полной версии
(Фото: «Нижнекамскнефтехим»)

Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, перетекающий) — экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги.

Акциями «третьего эшелона» называют бумаги с низкой рыночной ликвидностью. Это означает, что такие акции легко купить, но от них почти невозможно избавиться: в нужный момент инвестор просто не найдет, кому их продать.

Как правило, у инвесторов есть жесткие крайние сроки для того, чтобы реализовать акцию и зафиксировать прибыль. Порой из-за этого инвесторы вынуждены продавать такие бумаги даже себе в убыток, поясняет эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский. Между тем, среди компаний третьего эшелона могут попадаться недооцененные сюрпризы. Главное — суметь их опознать.

Стенд «Нижнекамскнефтехима» на выставке (Фото: «Нижнекамскнефтехим»)

Каучук из Татарстана

Экспортно-ориентированный «Нижнекамскнефтехим» зарабатывает на поставке каучука ведущим производителям шин в мире. Среди клиентов татарской компании — Michelin, Goodyear, Bridgestone и другие гиганты шинной отрасли. Проблемы акций и облигаций «Нижнекамскнефтехима» начались еще в те годы, когда они были вполне ликвидны и весьма известны на российском рынке, говорят в «Международном финансовом центре».

«Руководство ТАИФ («Татаро-американские инвестиции и финансы»), владевшего тогда контрольным пакетом в предприятии, посчитало недружественным решение одного из миноритариев — канадской Mackenzie Financial Corporation — голосовать против дополнительной эмиссии акций. После этого каким-то странным образом компания исчезла из реестра акционеров», — рассказал Рожанковский.

«В итоге руководство канадского фонда написало письмо первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву с просьбой посодействовать в распутывании этой истории, что стало весьма резонансным событием. С тех пор даже российские инвесторы относятся к акциям с опаской — даже невзирая на сменившийся менеджмент и улучшившиеся в последние годы финансовые результаты», — добавил Рожанковский.

Фото: «Нижнекамскнефтехим»

Можно ли заработать?

Прямо сейчас у «Нижнекамскнефтехима» есть отличительная особенность — доходность по активам больше, чем средняя по отрасли, которая составляет 11%. Это говорит о том, что компания более эффективно использует свои активы. Кроме того, компания добилась увеличения доходности капитала за последние три года с 17% до 22%, что также является позитивным фактором, отметил аналитик «Финиста» Альберт Кятов.

Низкая ликвидность и отсутствие явного интереса со стороны инвесторов может объясняться тем, что у компании есть более результативные конкуренты, торгующиеся в первом эшелоне, такие как «Фосагро», «Куйбышевазот» и «Уралкалий», считает эксперт.

По итогам первого полугодия 2018 года «Нижнекамскнефтехим» существенно нарастил затраты (+17,9% в годовом выражении, до 73,9 млрд руб) в связи с ростом цен на нефть. Это привело к падению чистой прибыли на 19,4%. Тем не менее, положительным фактором для котировок может послужить решение о выплате дивидендов по итогам 2018 года, анонсированное ранее, полагает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Безуглов. По его словам, акции могут подорожать на 15-20%.

Умеренно оптимистичный прогноз по акциям «Нижнекамскнефтехима» дает и ведущий аналитик «Эксперт плюс» Мария Сальникова. «Есть у них кредит на 807 млн евро на постройку нового завода. Если евро упадет хотя бы к уровню 72-73 руб, то прибыль от курсовой разницы будет в районе 6 млрд руб.», — считает эксперт. Возможен рост акций в сентябре, однако до ноября, когда Россию ждет усиление санкционного давления, последует волна распродаж, предупредила Сальникова.

Саратовский НПЗ, вид с Волги (Фото: пользователя Alexxx Malev с сайта flickr.com)

Нефтяной завод в Саратове

ПАО «Саратовский НПЗ» — одно из старейших российских нефтеперерабатывающих предприятий. Оно работает с 1934 года. Мощность Саратовского НПЗ — 7 млн тонн нефти в год. В 2013 году «Роснефть» консолидировала около 84% акций компании.

Бизнес компании достаточно надежен, а финансовые результаты выглядят стабильно, считает аналитик «Алор Брокер» Екатерина Конюхова. НПЗ выделяется хорошим уровнем дивидендных выплат: компания выплачивает акционерам 10% от прибыли РСБУ раз в год.

«Мы полагаем, что Саратовский НПЗ может превзойти результаты прошлого года, заработав выше 3,5 млрд руб. прибыли в 2018 году. Дивидендная доходность привилегированных акций тогда может составить около 13-14%, что очень привлекательно», — прогнозирует Конюхова. При этом акции Саратовского НПЗ остаются неликвидными: для активных торгов они не подходят. бумаги лучше покупать в расчете на дивиденды, советует аналитик. Сигналом для покупки может послужить закрепление бумаг выше отметки 14 тыс. руб, заключает эксперт.

В «Международном финансовом центре» не согласны с Конюховой. «Предприятие довольно старое, и по этой причине требует постоянных вливаний в обновление основных фондов и производственных мощностей, — считает Рожановский. — А это значит, что в обозримом будущем Саратовский НПЗ вряд ли будет в состоянии выплачивать высокие дивиденды».

Высоковольтные линии электропередач (Фото: пользователя Photobank MD с сайта flickr.com)

Уральские энергетики

МРСК Урала снабжает электроэнергией 1,6 млн человек. В состав компании входят «Свердловэнерго», «Челябэнерго», «Пермэнерго», а также дочернее «Екатеринбургская электросетевая компания». Против МРСК Урала играет репутация компании и ее руководителей, убежден Альберт Кятов из «Финиста».

После недавних проверок «были сделаны выводы о неэффективной организации рабочего процесса менеджментом компании, отсутствии трудовых ресурсов и возможной некомпетентности как рядовых сотрудников, так и руководства», указывает Кятов. Помимо этого, компания испытывает явные проблемы с управлением финансовыми ресурсами, если судить по отчетности за второй квартал текущего года, констатирует эксперт.

Фото: пользователя Photobank MD с сайта flickr.com

Слишком много должников

Выручка от реализации услуг выросла на 8,7% за последний год, но расходы компании за полугодие выросли на 23,8%. Неэффективность управления финансовыми ресурсами является ключевым отталкивающим фактором.

Сетевая компания показала убыток за первое полугодие 2018 года по МСФО против прибыли годом ранее. Проблемы связаны, главным образом, с износом основных фондов на фоне невозможности в одностороннем порядке поднять тарифы для крупных промышленных потребителей из-за антимонопольных органов, отмечает эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.

«Резерв по «сомнительным долгам» (задолжали крупные промышленные потребители) вырос до 6,6 млрд руб​», — резюмировал аналитик. Эксперты, опрошенные РБК Quote, не увидели перспектив в инвестициях в МРСК Урала.

Вердикт аналитиков: «Нижнекамскнефтехим»

Читайте также