01 авг 2018, 16:50

Илону Маску нужен завод в Китае за $5 млрд. Согласятся ли инвесторы?

Илон Маск подписал предварительное соглашение о строительстве завода Tesla в Шанхае, узнал Bloomberg. Стоимость сооружения составит $5 млрд. Проект серьезно усугубит проблемы Tesla с нехваткой наличных
Читать в полной версии
Фото: tesla.com

Илон Маск решил построить завод Tesla в Китае для того, чтобы производитель не оказался отрезанным от самого быстрорастущего рынка электромобилей в мире. Уже сейчас рынок КНР — второй по продажам после американского. Угроза ухода с китайского рынка стала реальностью из-за развивающейся торговой войны между США и КНР.

Предварительное соглашение о строительстве завода в пригороде Шанхая было подписано в июле 2018 года, пишет Bloomberg. Это произошло через несколько дней после того как Китай поднял до 25% тариф на импорт автомобилей из США. По оценкам Bloomberg, завод будет стоить вдвое больше озвученного — $10 млрд.

Tesla не хватает денег

Новость о возведении новой фабрики пришла в условиях острой нехватки наличных денег у компании Илона Маска. Аналитики считают ключевой задачей предпринимателя снижение burn rate: так на венчурном рынке называется показатель, характеризующий скорость расходования средств инвесторов. Эксперты считают снижение расходов вопросом жизни или смерти для американской компании.

В процессе вывода Tesla Model 3 на запланированные объемы выпуска Маск достиг в этом определенных успехов. В первом квартале 2018 бизнесмен израсходовал лишь $2,7 млрд, при том что в первом квартале 2017 эта цифра достигала $4 млрд.

Tesla уже объявила о планах сокращения персонала. Во вторник, 31 июля, стало известно, что компания наняла второго за этот год нового финансового директора — Дэйва Мортона из Seagate. Его задачей называют дальнейшее снижения этой цифры.

Можно ли спасти компанию?

С начала года компания, которая стоила вчера на закрытии $50,2 млрд, уже потеряла около 7% стоимости. Годовое снижение достигло 13%. Инвесторы начинают терять уверенность в выполнении планов Маска, который обещал выйти в прибыль в третьем и четвертом квартале этого года. Хотя в июне компания объявила о том, что производит 7 тыс. Model 3 в неделю (а не 5 тыс, как планировалось к этому сроку), Tesla могут подкосить проблемы с финансированием.

Вне зависимости от амбициозного плана по строительству китайского завода Маску придется найти новых инвесторов или кредиторов. По расчетам аналитика Гордона Джонсона из венчурной компании Vertical Group, к началу августа Маск подойдет с суммой менее $1 млрд наличными.

Брюс Кларк из Moody's в мае оценивал потребности Tesla в дополнительном финансировании в $ 2 млрд в этом году. И это не считая выплаты в ноябре $230 млн по облигационному займу, а также почти $1 млрд в марте 2019 года.

Озвучивание результатов второго квартала, которое пройдет поздно вечером 1 августа, может стать для компании поворотным пунктом в отношении к ней инвесторов — это оглашение уже называют самым ожидаемым в этом сезоне. Как пишет TheStreet, из 34 аналитиков Уолл-стрит 10 до сих пор держат рекомендацию «покупать». Останется ли кто-то в этом списке после публикации отчетности, пока неясно.

Читайте также