02 апр 2018, 16:46

Покупать или продавать. Что будет с активами Магомедовых

Московский суд арестовал Зиявудина и Магомеда Магомедовых, контролирующих группу «Сумма». Принадлежащие им транспортные компании FESCO, НМТП и «Трансконтейнер» упали в цене. Аналитики не рекомендуют покупать акции.
Читать в полной версии
Фото: Пресс-служба Транконтейнер

Что на кону

Зиявудин Магомедов — предприниматель, который в 2017 году занял 63 место в списке богатейших людей России по версии Forbes. Его состояние оценивается в $1,4 млрд. Бизнесмен контролирует группу «Сумма», которая объединяет несколько активов, среди которых, помимо прочего, группа НМТП (25%), в состав которой входит Новороссийский морской торговый порт (НМТП), а также контрольный пакет акций Дальневосточного морского торгового пароходства (ДВМП, головная компания группы FESCO). FESCO принадлежит компания «Трансконтейнер».

Бумаги этих компаний подешевели, но в разной степени. В понедельник акции ДВМП подешевели более чем на 20%. НМТП тоже упал, но только на 2%. «Трансконтейнер» почти не изменился в цене.

Реакция рынка логична

Падение акций ДВМП — нормальная реакция игроков на стремительно развивающееся дело Магомедовых, считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. По мере появления новых подробностей акции будут падать и далее.

На бизнесе ДВМП ситуация с арестом Магомедовых отразиться не должна, считает портфельный управляющий УК «ТФГ» Филипп Давыденко: по его словам, бумага торговалась не слишком активно, а распродажу устроили миноритарные акционеры, испугавшись новостей.

Акции НМТП на открытии торгов резко снизились, но затем приостановили падение. Реакция спекулянтов поменялась с панической на умеренную, отмечает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. В случае же с ДВМП некоторые инвесторы просто подобрали момент для фиксации прибыли, считает аналитик — за год акции выросли в цене с 3 руб. до почти 8 руб.

Пока стоит держаться в стороне

  • «Недавно «Сумма» лишилась возможности управлять портом и пыталась продать долю в компании-акционере НМТП другому совладельцу — «Транснефти». Она получила разрешение купить долю, и, если сделка состоится, сможет распоряжаться контрольным пакетом порта единолично. Рыночная стоимость актива оценивалась примерно в 40 млрд руб. Однако теперь «Сумма» вряд ли сможет продать его так дорого», — рассуждает Георгий Ващенко. В этой ситуации выигрывает «Транснефть». Если она сумеет увеличить контроль в НМТП дешевле, чем ранее оценивался актив «Суммы», это станет поводом для роста котировок «Транснефти».
  • В отличие от «Трансконтейнера» и НМТП, вложения в акции ДВМП действительно рискованны, и по мере ухудшения положения фигурантов, они будут дешеветь, говорит эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев. «И «Трансконтенер», и НМТП — крепкие прибыльные компании. Доля в них «Суммы» составляет от силы четверть капитала. Несмотря на то, что принято включать эти активы в состав активов «Суммы», они таковыми не являются», — отмечает Калачев. На эти активы влияние событий будет минимальным. При этом аналитик предупреждает, что бумаги всех этих компаний торгуются на рынке не слишком динамично. Поэтому эти инструменты рискованны, и их легко «качнуть» в любую сторону.
  • Инвесторам лучше пока держаться в стороне в целом от акций, связанных с группой «Сумма», считает Филипп Давыденко из ТФГ. Он также напоминает, что на рынке торгуется менее 1% акций «Трансконтейнера». Продать такие бумаги будет сложно.
Читайте также